На всех платных магистралях в России пока еще узаконен единый штраф: 1500 рублей для водителей легковых авто и 5000 рублей для шоферов грузовиков и автобусов (ст. 12.21.4 КоАП). Администрирует нарушения Ространснадзор, а сборы от штрафов поступают в бюджет РФ. Норма вводилась для федеральных трасс с безбарьерной системой оплаты проезда (ЦКАД, М-12).
Но с 2020 года, когда был принят этот закон, в стране было построено много платных региональных трасс. И в 2023-м кабмин предложил разделить наказания на федеральные и региональные, распределяя сборы между соответствующими бюджетами. Закон, передающий полномочия субъектам федерации, вступает в силу 1 сентября 2024 года.
Как теперь будут штрафовать в регионах
Москва стала первым городом, который внес в свой столичный КоАП новую статью 10.13. Для граждан штраф составит 3000 рублей, для юридических лиц — 10 тыс. рублей. Если же нарушитель управлял грузовиком или автобусом, то он будет наказан на 5000 рублей, а компания — на 15 тыс. рублей. Полномочия по администрированию указанных правонарушений предлагается отнести к компетенции Московской автомобильной дорожной инспекции (широко известная МАДИ).
Речь идет о нарушениях на проспекте Багратиона и Московском скоростном диаметре (МСД). Когда закон еще только принимали в Мосгордуме, начальник правового управления дептранса Москвы Олег Зайцев пояснил, что по МСД проезд оплачивают только транзитные авто (цена — 950 рублей), но нарушителю сейчас выгоднее заплатить штраф (750 рублей со скидкой). Он призвал исправить эту «абсурдную ситуацию».
Изменения введут и в других регионах. В Санкт-Петербурге штраф составит для обычных водителей 3000 рублей (при поездках на ЗСД), в Подмосковье — также 3000 рублей (на планируемых к открытию Мытищинской хорде и Южнолыткаринской дороге). Для компаний санкции будут строже.