Каковы количество и класс крупнейших судов, обрабатываемых в Мурманском морском торговом порту? Как здесь осваивают новые виды грузов? Что включает в себя экологическая программа порта, помогающая сохранять чистоту воздуха в Мурманске? Об этом и многом другом в преддверии 109-летия предприятия «РГ» рассказал исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Павел Олейник.
Павел Павлович, Мурманский морской торговый порт - старейшее предприятие, благодаря которому и появился город. 1 сентября 2024 года порт отметит 109 лет. Такой возраст - это плюс или минус?
Павел Олейник: Прежде всего это большой объем важной и востребованной информации. Мы не говорим про технику, которая регулярно обновляется на каждом новом этапе развития. Важнее понять логику процессов, которая в своей основе остается неизменной. Рожденный в 1915 году, порт был призван обеспечить безопасный и эффективный канал связи для экспорта отечественной и импорта иностранной продукции самого широкого профиля. И на протяжении вот уже более ста лет ММТП остается надежным гарантом выхода на мировые рынки. Уже тогда стало очевидно, что универсальные причалы Мурманского морского торгового порта - это стратегический резерв страны, потому что мы работаем с тем грузом, который нужен и востребован. Времена, тенденции меняются, а порт остается, и сегодня мы обеспечиваем его полноценное функционирование и развитие с учетом опыта наших предшественников и понимания актуальных задач.
Насколько изменился грузооборот ММТП за последние годы и какова сегодня его структура?
Павел Олейник: Самый массовый груз, который перевозится по железным дорогам в отечественные порты, - это уголь. Мурманский морской торговый порт не является исключением. Так было на протяжении нескольких последних десятилетий, так остается и в наши дни. Есть еще кокс, щебень и другие инертные материалы, но заместить уголь они в настоящий момент не могут.
Конечно, сейчас большую роль играют глобальные изменения, которые произошли на мировых рынках за минувшие три года. Традиционные для нас рынки в Европе перестали быть актуальными, поэтому мы планомерно замещаем их новыми транспортными направлениями в Восточной, Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, на Ближнем Востоке и в Западной Африке.
Не могу сказать, что этот процесс происходит безболезненно для нашего предприятия. Так, грузооборот Мурманского морского торгового порта за семь месяцев 2024 года сократился на 18,57 процента к аналогичному периоду 2023 года и составил 8,6 миллиона тонн. Спад объемов перевалки вызван ухудшением рыночной конъюнктуры на основной груз - уголь - и высокими затратами на его транспортировку в порт Мурманск. ММТП повышает уровень клиентоориентированности, но этого недостаточно для увеличения грузопотока. Пока Мурманск проигрывает конкуренцию не только восточному, но также южному и даже западному направлениям. Несмотря на то что вместе с портами Восточного полигона Мурманский морской торговый порт обеспечивает надежные, безопасные и эффективные выходы экспортерам страны на глобальные рынки. Пока что эти возможности используются не в полной мере.
В 2023 году порт достиг исторического максимума по месячной перевалке грузов в 1,903 миллиона тонн. Благодаря чему удалось достичь этого высокого показателя?
Павел Олейник: В основе любых достижений - ответственное отношение к делу и грамотная организация рабочего процесса. В нашем случае - это еще и тесное и эффективное взаимодействие с партнерами, прежде всего грузоотправителями и коллегами-железнодорожниками. Все, кто участвует в этой работе, могут добиваться успехов только в том случае, если работают в единой связке. Тут либо все в выигрыше, либо у всех общие проблемы. Рекорд, о котором упомянуто, - это пример такой эффективной работы, которая дала результат.
Также хочу обратить внимание на то, что мы стараемся максимально использовать наши преимущества, а именно - глубоководный незамерзающий Кольский залив, который позволяет обрабатывать даже такие большие суда в современном торговом флоте, как класса Capesize. В 2023 году АО «ММТП» обработало 35 таких судов, годом ранее их было 25. По итогам 2024 года планируем выйти на 50 судов данного класса. Сейчас работа с судами типа Capesize - один из наших приоритетов. Увеличение дедвейта обрабатываемых судов является важной тенденцией в развитии современных морских транспортных перевозок.
Осваивает ли порт новые виды грузов?
Павел Олейник: Поиск новых грузов - одна из ключевых наших задач. ММТП - порт универсальный, а значит, у нас самые широкие возможности.
Одна из них - «арктические» грузы. По итогам 12 месяцев 2023 года объем каботажных грузов, обработанных в Мурманском морском торговом порту, составил 1,3 млн тонн. Это инертные грузы - щебень и песок, а также генеральные - различная техника и оборудование. За аналогичный период предыдущего года мы обработали 1 млн тонн грузов. То есть увеличение составило 300 тыс. тонн.
Инвестиции в техническое оснащение Мурманского торгового порта в 2024 году составят 1,155 миллиарда рублей
Продолжается активная реализация арктической программы. Мы планируем обработать 0,5 млн тонн щебня и песка, произведенных предприятиями Мурманской области. Эти материалы в основном предназначены для перевозки по Северному морскому пути в Арктическую зону РФ. Мы готовы расширять эту и аналогичные программы. Главное, чтобы были востребованные грузы.
Как обновляется материальная база и оборудование порта? Насколько велики сложности с импортозамещением и как удается их преодолевать?
Павел Олейник: Несмотря на все объективные трудности, которые стоят перед нами, ММТП продолжает реализацию инвестиционной программы. Инвестиции в техническое оснащение ММТП в 2024 году составят 1,155 млрд рублей. Вводятся в эксплуатацию новые экскаваторы-перегружатели Yonggong-Borus и погрузчики Bonny BHW48-8 и др. Во втором полугодии планируется закупить четыре ковшовых погрузчика, телескопический конвейер, автономную автозаправочную станцию и другую технику. Варианты могут быть разными - мы работаем как с отечественными производителями, так и зарубежными - в частности, китайскими.
Как ММТП решает кадровый вопрос? Насколько интересны молодежи Мурманска профессии, связанные с работой в порту?
Павел Олейник: Кадровый вопрос - один из самых чувствительных для всех отечественных компаний. Напомню, что день рождения ММТП мы отмечаем 1 сентября, в День знаний. Такое совпадение символично, и каждый год мы приходим в нашу подшефную гимназию N 8 города Мурманска, где при нашей поддержке открыт и успешно действует транспортно-логистический класс. Осенью 2024 года за его парты сядет восьмой поток учеников. Традиционно конкурс для поступления в транспортно-логистический класс составляет более двух человек на место, а средний проходной бал - около 4,7, у многих ребят при поступлении отличные аттестаты.
После завершения обучения в гимназии учащиеся специализированного класса имеют возможность поступить на профильные дисциплины в высшие учебные заведения, в том числе в Мурманский арктический университет по направлению подготовки «Менеджмент. Логистика и управление предприятием», с которым ММТП связывают добрые партнерские отношения. Программа обучения в вузе разработана с учетом потребностей в квалифицированных кадрах в этой сфере и перспектив развития как отрасли в целом, так и конкретно АО «Мурманский морской торговый порт». Сейчас выпускники транспортно-логистического класса уже обычный контингент в порту.
Как ведется контроль чистоты воздуха в порту? Каковы основные природоохранные мероприятия, уже реализованные ММТП и планируемые на ближайшие годы?
Павел Олейник: Вопросы экологии находятся у нас на особом контроле. Реальность такова, что сначала был построен порт, который развивался 109 лет, а вокруг него строился город. Порт давал городу работу, участвовал в жизни областного центра, и все это становилось возможным только благодаря грузам, которые переваливались через наши причалы. Пока мы работаем с углем, необходимо принимать самые серьезные меры, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду.
В 2017-2019 годах ММТП реализовал программу установки полного комплекса оборудования, снижающего воздействие на окружающую среду. Мы создали экологическую диспетчерскую, построили пылеветрозащитный экран высотой 20 метров и протяженностью около 1,5 километра вокруг производственной площадки, используем систему орошения, состоящую из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения на перегрузочных комплексах и автодорожного полотна. В порту используются также габаритные подпорные стенки высотой 6 метров и грейферы большей емкости. Также была разработана и реализуется программа модернизации и обновления перегрузочного оборудования. По оценкам специалистов, ее выполнение позволило снизить уровень пыления примерно на 80 процентов.
Сейчас мы реализуем следующий этап экологической программы. Для выработки наиболее эффективных решений мы обратились в Институт системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук. Его сотрудники специализируются на практическом применении методов математического моделирования для решения сложных производственных задач.
В соответствии с полученными результатами математического моделирования было установлено, что наиболее эффективным средством является улучшение работы систем водо- и снегогенераторных установок («водяных пушек»), а также их дополнительная установка на отдельных участках технологических процессов. Также будет закуплено оборудование, позволяющее минимизировать перемещение угля по территории порта.
Вместе с внедрением нового оборудования непосредственно в порту, был предъявлен ряд требований к грузоотправителям. Поставщики груза в ММТП теперь обязаны приводить его к необходимым стандартам перед отправкой в порт, а также обеспечивать обработку специальной жидкостью, уменьшающей выделение пыли.
По инициативе порта и по соглашению с администрацией города также будут приобретены несколько коммунально-уборочных специализированных машин, которые будут использоваться для влажной уборки городских улиц на постоянной основе. Вместе с мерами грузоотправителя новые решения потребуют инвестиции в объеме больше миллиарда рублей за счет средств порта.
Каким вы видите будущее ММТП?
Павел Олейник: Мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что порт - это живой, динамично развивающийся организм. Уже более века ММТП является одним из локомотивов экономики Мурманской области, Северо-Запада и всей России. Исходя из объективных условий может меняться структура груза, но в любом случае наши причалы являются стратегическим ресурсом страны. Главная задача - найти ему грамотное применение. Не сомневаюсь, так и будет.