Одновременный запуск маршрутов состоялся из «Владивостокского морского торгового порта» (входит в FESCO) во Владивостоке и из «Первого контейнерного терминала» в Санкт-Петербурге.
«ГосЛог» создается по поручению Президента России и станет частью федерального проекта по цифровизации транспортной отрасли. Цель – сократить затраты на транспортировку на 16,5 % к 2030 году и увеличить долю электронных документов до 90 %. Внедрение новой системы позволит повысить скорость доставки грузов с 409 км в сутки в 2022 году до 470 км в сутки к 2030 году и увеличить пропускную способность на 15 %. Это приведет к экономии 168 млрд рублей за счет снижения расходов на бумагу и оргтехнику.
Всего разработано 11 маршрутов, в рамках которых будет отработан механизм перехода на электронный документооборот в логистике. В первую очередь, предстоит изучить все «подводные камни» на конкретных маршрутах: изучить, на каких этапах перевозки нужно внедрить ЭДО в первую очередь, где дублируются документы, подаваемые грузооформителем, а где электронные системы различных ведомств взаимодействуют не в полной мере.
В рамках отработки маршрутов будут задействованы органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели и операторы информационных систем электронных перевозочных документов. На маршрутах будут отработаны все типы перевозок: импорт, экспорт, внутренние перевозки и транзит. Будут использованы все виды транспорта: морской, автомобильный, железнодорожный и воздушный.
Сегодня на рынке существует серьезная проблема – отсутствие единого способа обмена документами для перевозок и разрешений. Участникам приходится заполнять значительное количество бумаг. Одной из целей создания платформы является внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок и для всех видов транспорта. Основа для этого уже заложена: два года работает Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), через систему еженедельно проходит свыше полумиллиона документов. Идет расширение применения системы на железнодорожные перевозки и водный транспорт.
«В рамках испытаний планируется протестировать, как новая цифровая платформа взаимодействует с существующими информационными системами крупных перевозчиков. В экспериментальном режиме будут внедрены такие сервисы, как «Единое окно», «Цифровой профиль участника платформы» и «Информация о движении грузов (прослеживаемость)». Основной задачей является создание единой модели обмена данными между всеми участниками перевозок и государственными органами, а также формирование доверенной среды для их взаимодействия с использованием современных технологий, которые обеспечивают национальный технологический суверенитет. В дальнейшем планируется также стыковка с аналогичными системами дружественных стран», – подчеркивает Дмитрий Горшков, директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России».