Государство планирует привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург грузоотправителей.
Газете стал известен плановый состав акционеров АО «УК ВСМ Две столицы» - компании-учредителя концессионера строительства ВСМ Москва - Петербург ООО «ВСМ Две столицы». По словам источника издания, знакомого с обсуждением, контролирующим акционером АО с уставным капиталом 328,5 млрд рублей должно стать ГУП «Московский метрополитен». Доля предприятия в АО может составить 51,7%, что соответствует взносу около 170 млрд рублей. Еще на 26,9%, или 88 млрд рублей, планируется привлечь ОАО «РЖД», 15,5%, или 51 млрд рублей, внесут регионы. Управляющая компания ЗАО «Лидер» вложит в уставный капитал символические 10 млн рублей, что соответствует 0,0031%.
Еще на 5,8%, или 19 млрд рублей, в уставный капитал АО предлагается привлечь грузоотправителей. По информации газеты, такой вариант обсуждался 4 октября на совещании в Минтрансе. Как сообщил собеседник издания, к проекту приглашают крупнейшие компании нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов. Среди рассматриваемых компаний-партнеров - «Роснефть», «НОВАТЭК», «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро», «Евраз», НЛМК, «Северсталь», «Русал», СУЭК, «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь».
В обмен на свой взнос грузоотправитель может получить приоритет при провозе грузов в сообщении с портами Северо-Запада.
Речь идет об отправках на станции Октябрьской и Северной железных дорог со всех станций сети. Приоритетный доступ относится к 30 млн тонн провозной способности подходов к портам Северо-Запада, которые должны образоваться в результате строительства ВСМ и возвращения грузового движения на основной ход Октябрьской железной дороги. Это позволяет властям рассчитывать на увеличение провозной способности на этом направлении до 220 млн тонн к 2030 году. Распределят эти 30 млн тонн пропорционально стоимости акций, принадлежащих грузоотправителю.