Гендиректор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с предложением о непродлении в 2025 году соглашений компании с угледобывающими регионами на вывоз угля в восточном направлении. Соответствующее письмо было направлено 2 октября, его подлинность подтвердили источник в правительстве, а также источник в угольной отрасли, знакомый с его содержанием.
Речь идет о системе квотирования и гарантированных объемах перевозки угля в направлении Восточного полигона, которая была введена в 2020 году на фоне ограниченных возможностей пропускной способности инфраструктуры: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна. На 2024 год РЖД договорились с регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой — о транспортировке порядка 100 млн т угля в восточном направлении. Как поясняли в конце 2023 года в холдинге, соглашения призваны максимально обеспечить потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.
В настоящее время перевозки в восточном направлении обеспечивают «свыше 30% доходов» РЖД, указывает Белозеров в письме, около 60% провозной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля по соглашениям с добывающими регионами. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Согласно приведенному расчету, при сохранении квот на транспортировку твердого топлива РЖД рискуют не вывезти на восток порядка 15 млн т высокодоходных грузов, что эквивалентно сокращению доходов компании не менее чем на 25 млрд руб., указывает Белозеров. «С учетом «кредитного рычага» это ограничит возможность привлечения финансовых ресурсов в размере около 112,5 млрд руб. и потребует сокращения объемов инвестиционной программы», — указывает он.
По итогам девяти месяцев 2024 года РЖД перевезли в восточном направлении 74,1 млн т угля по соглашению с угольщиками. Это на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года, и на 0,6% выше «плановых параметров». Со следующего года Белозеров предложил сохранить соглашение только с Кемеровской областью. Причем квота в объеме 55,3 млн т могла бы распространяться на транспортировку не только твердого топлива, но и «других грузов», что могло бы способствовать «диверсификации экономики» региона за счет развития отраслей промышленности, не связанных с добычей каменного угля.
Отмена соглашений РЖД с пятью регионами, кроме Кузбасса, позволит наиболее эффективно вывозить грузы и оперативно реагировать «на изменения внешней среды».