В условиях изменчивой экономической ситуации и санкций российский бизнес вынужден пересматривать логистические схемы и искать новые направления для импорта товаров. В 2024 году в области международных грузоперевозок произошли значительные изменения. Основным фактором стало закрытие Суэцкого канала, что привело к перераспределению маршрутов. Альтернативой стал Северный морской путь, который планируется вывести на полную мощность к 2035-му. В текущем году объем контейнерных перевозок по этому маршруту, по прогнозам, достигнет 39-40 миллионов тонн. Также развивается транспортный коридор «Север - Юг».
Вместе с изменением маршрутов увеличились сроки и стоимость доставки, поскольку конвенциональные линии стали обходить Африку. Это вызвало дефицит контейнерного оборудования и рост спотовых ставок до уровня, сопоставимого с показателями времен пандемии ковида, то есть около 8500-9000 долларов.
Кроме того, сохраняются проблемы с Восточным полигоном из-за сложностей с согласованием заказов. Из-за дефицита оборудования и подвижного состава контейнерные отправки не являются первостепенными. Приоритеты «РЖД» сдвинулись в пользу перевозок угля и нефти, сместив контейнерные перевозки на второй план. Это приводит к скоплению контейнеров на терминалах и увеличению простоя судов на рейде.
В связи со всеми перечисленными обстоятельствами российские предприниматели ориентируются на аналитические платформы, чтобы быть подготовленными к сложным ситуациям на рынке. Также приоритетны прямые маршруты - морем, железной дорогой и по автотрассам.
Ряд трудностей возник у россиян при поиске выгодных направлений для импорта. Основные проблемы связаны с проведением финансовых операций - например, с прямыми платежами в Китай и Индию. А введение утилизационного сбора на ввозимые автомобили с 1 октября 2024 года привело к овербукингам на линиях, что, в свою очередь, вызвало задержки в портах трансшипмента. Компании, желавшие отправить груз в привычном режиме (допустим, в течение недели), столкнулись с отсутствием свободных мест на судах. Те же, кто оказался не осведомлен о сложившейся ситуации или не спланировал как следует доставку грузов, были вынуждены мириться с задержками. Один из путей решения проблемы - привлечение агентов, выступающих третьим лицом.
Активный поиск альтернативных маршрутов для грузоперевозок из-за рубежа идет уже более двух лет. В 2021 году около 30 процентов импорта шло в Россию из Европы, 20 процентов - из Китая. Сейчас же на долю КНР приходится около половины российского внешнеторгового баланса, а Европа показывает минимальные значения и перестала быть основным партнером.
Тенденция разворота на Восток сохранится. Основными партнерами останутся Китай, Индия и юго-восточные страны. Также растет интерес к Африке, где планируется строительство портов и развитие инфраструктуры. Дешевая рабочая сила, роботизация, новые возможности в области энергетики позволяют прогнозировать размещение все большего числа производств в Центральной и Северной Африке. Европа, впрочем, продолжит поставлять не подпадающие под санкции товары: корма, добавки и лекарства. А Латинская Америка и другие дружественные страны станут важными направлениями российского экспорта.