Повышение тарифов РЖД и их индексация могут привести к переориентации металлургических компаний на автомобильный и речной транспорт.
«В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 гг., уровень роста тарифов на перевозки грузов по железной дороге составит 13,8%. При этом дополнительные тарифные решения, предложенные РЖД по порожнему пробегу (увеличение на 10%) и контейнерам (на 5%), приведут к росту затрат грузоотправителей сверх общего уровня индексации», - говорится в письме металлургов вице-премьеру Виталию Савельеву (копия есть в распоряжении «Интерфакса»).
Производители черных металлов отмечают, что устоявшейся практикой сервисных договоров на обеспечение перевозок с собственниками подвижного состава является трансляция на грузовладельца роста порожних тарифов в конечную стоимость использования полувагонов.
«Таким образом, предложенные решения по сверх индексации порожнего пробега создадут дополнительное давление на перевозки металлопродукции, которые уже сейчас вынужденно сокращаются как во внутрироссийском сообщении, так и на экспорт», - говорится в письме.
РЖД предлагают повысить тарифы на перевозку контейнеров на 5% ежегодно в 2025-2026 году, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с инициативой. По данным газеты, тарифы на порожний пробег полувагонов могут увеличить с целью стимулирования их владельцев к предоставлению парка под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке. По информации газеты, предложение РЖД заключается в дополнительной индексации порожнего пробега полувагонов на 10% в 2025 году и далее на 5% в год в 2026-2030 годах.
Помимо возможного увеличения тарифов на порожний пробег и контейнерные перевозки, производители стали выражают опасения, связанные с индексацией грузовых ж/д тарифов в 2025 году. Так, в сентябрьском письме «Русской стали» вице-премьеру Савельеву (копия также имеется в распоряжении «Интерфакса») металлурги предупреждают, что предлагаемый рост тарифов с 1 января 2025 г. на 22,7% либо на 17,2% (3,6% с 1 ноября 2024 года и 13% с 1 января 2025 года) приведет, в частности, к потере экспортных рынков по металлопрокату, который и так существенно просел из-за санкционного давления и высокой волатильности макроэкономической обстановки.