В июле 2024 года аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) на бизнес-форуме банка в Алматы представили доклад «Евразийский транспортный каркас». В нем специалисты спрогнозировали 40-процентный рост грузопотока по международным транспортным коридорам «Север - Юг» и «Восток - Запад». А в дальнейшем транспортные коридоры могут стать ключевыми логистическими элементами, которые связывают не только Россию, но и страны ЕАЭС с Ближним и Дальним Востоком, Восточной Африкой и Южной Азией.
Международный транспортный коридор «Север - Юг» соединяет российский Санкт-Петербург и индийский Мумбай и проходит по территории 14 стран. Общая длина путей - более 7200 километров, при этом на маршруте есть и морские дороги (от индийского порта Мумбай до иранских портов Чехбехар и Бендер-Аббас плюс в Каспийском море), и железные дороги через Россию, Азербайджан и Иран, а также автодороги через Армению, Азербайджан, Иран, Казахстан, Россию и Туркменистан.
Грузопоток растет. Если в 2021 году перевозки по МТК «Север - Юг» составили около 15 миллионов тонн, то в 2023 году общий объем перевозок вырос до 17,6 миллиона тонн. Для его обеспечения, в том числе, решены проблемы с перегруженностью автомобильных пунктов пропуска. Так, в марте 2024 года на границе Азербайджана и России открылся автомобильный пункт пропуск «Ханоба», сопредельный с российским погранпереходом «Тагиркент - Казмаляр». Также разработаны меры по ускорению таможенного контроля и оптимизации процедур в рамках проектов «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор».
Растут объемы перевозок и по МТК «Восток - Запад». В 2023 году транзит суммарно по всем наземным и мультимодальным коридорам «Восток - Запад», включая Транскаспийский международный транспортный маршрут, составил около 700 тысяч ДФЭ (1 ДФЭ равен объему стандартного двадцатифутового контейнера. - Прим. ред.).
Развитие системы транспортных коридоров не означает, что они варятся по отдельности «в собственном соку». Один из последних трендов - их объединение. Об этом, в частности, в конце октября, подводя итоги визита в Москву главы кабинета министров Киргизии Акылбека Жапарова, говорил заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.
По словам чиновника, «намечается строительство дороги, которая будет связывать север и юг Киргизии и будет таким образом обеспечивать пересечение путей «Север - Юг» и «Восток - Запад». Для нас это очень важно». Новый маршрут будет пролегать через Узбекистан, Туркмению и включать в себя акваторию Каспийского моря. Грузы будут доставляться в порт Астрахани.