Теперь на границе можно простоять до четырех дней. И в предновогодний период время простоя может значительно вырасти.
В компании ПЭК, крупнейшем российском грузоперевозчике, считают, что больше всего машины простаивают в заторах с казахстанской стороны на МАПП «Петухово — Жана Жол», МАПП «Бугристое — Кайрак» и МАПП «Веселоярск — Ауыл». Это связано с острой нехваткой мощностей для оформления автотранспорта и дефицитом подъездных путей. Регистрация в электронной очереди с казахстанской стороны на погранпереходах ограничена из-за периодических сбоев в работе сервиса Cargo Ruqsat.
Также средний срок ожидания на МАПП между Россией и Казахстаном растет из-за увеличения количества досмотров на направлении. Сейчас проверяются 90—95% от общего числа грузов, следующих из сопредельной республики. Процедура может длиться от десяти минут до двух суток при досмотре с полной выгрузкой отправлений из грузовика.
В апреле 2023 года Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Поэтому экспортный контроль проходят все грузы, следующие через территорию республики — как для юридических, так и для физических лиц. Перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения, с начала года вырос на 25%, до 145 единиц. Он имеется в открытом доступе, однако информация остается разрозненной.
К 12 ноября средний срок доставки между Казахстаном и Россией вырос на 32% по сравнению с октябрем, и теперь перевозка из Алма-Аты в Москву занимает 11—14 дней. При этом стоимость автодоставки за месяц увеличилась на 15% и продолжает расти.
«На фоне резкого роста объемов грузоперевозок из Китая в предновогодний сезон, грузопоток в Россию через территорию сопредельной республики за сентябрь-октябрь увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами и продолжает расти, поэтому заторы могут увеличиться», — считает руководитель «ПЭК: GLOBAL».
Денисов подчеркнул, что решить проблему заторов можно модернизацией погранпереходов между Россией и Казахстаном, в первую очередь, самых перегруженных МАПП. С российской стороны она запланирована до конца 2026 года.
Между тем осенью 2024 года российский бизнес столкнулся с еще одной проблемой — ростом срока проведения платежей банками Казахстана.