Примерно 30% грузовых автоперевозчиков заявили о рисках банкротства уже в следующем году. Бизнес уже готовит обращение в Минтранс и Минпромторг. Причиной, как утверждают в отрасли, стал рост издержек из-за ставки ЦБ и падения спроса, который спровоцировал сокращение тарифов на 12%. Бизнес уверен: помочь в этой ситуации способно изменение законодательства — например, пересмотр ставки НДС.
По словам президента «Итеко» Евгения Бабаева, бизнес рассказал о сложившейся ситуации на встрече с первым замглавы Минтранса Валентином Ивановым в конце ноября. Описание общей ситуации и свои предложения крупные компании вскоре направят в Министерство транспорта, а также в Минпромторг, отметили в «АвтоГрузЭкс».
Евгений Бабаев считает, что в ситуацию отрицательной рентабельности компании попали сразу по нескольким причинам: это и рост издержек на 11% из-за постоянно повышающейся ключевой ставки, ослабление рубля и увеличение кредитных и лизинговых платежей. К тому же ситуация развивается на фоне падения спроса на перевозки и, как следствие, снижения тарифов на 12%. В таких условиях могут работать лишь серые фирмы, которые экономят на налоговых отчислениях и страховых взносах при выдаче заработной платы.
Участники рынка намерены просить власти внести комплексные поправки в систему регулирования отрасли, подчеркнул президент ассоциации перевозчиков «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Цель изменений — исключить недобросовестную конкуренцию и вернуть всех в одинаковые условия. На практике это можно осуществить с помощью внесения в закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» поправок, которые конкретизируют, что перевозчиком может выступать лишь компания с водителем в штате и транспортным средством во владении. В отрасли считают, что требуется также снизить размер НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг, что исключит экономический смысл «оптимизации» НДС фирмами-нелегалами. Кроме того, бизнес просит ускорить создание электронного реестра добросовестных перевозчиков.