В правительстве обсуждается идея введения арктического инвестиционного сбора для грузоотправителей Севморпути (СМП) с 2028 года, говорят источники «Ъ», знакомые с ходом обсуждения. По их словам, инициатива исходит от «Росатома» (отвечает за развитие СМП), госкорпорация направила предложения профильным регуляторам. Средства от сбора предлагается направить на строительство новых ледоколов, обеспечивающих проводку грузовых танкеров по СМП, а также судов вспомогательного флота. Как поясняют собеседники «Ъ», сбор планируется взимать в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП, рассчитанной с тонны перевозимой продукции.
РФ продвигает СМП как более короткий путь из Европы в Азию в сравнении с Суэцким каналом. Развитие маршрута зависит от возможности сопровождения грузового флота ледоколами в тяжелых ледовых условиях Восточной Арктики. Восточный сектор СМП проходим только несколько месяцев в году — летом и в начале осени. В период зимне-весенней навигации на маршруте производится расстановка ледокольного флота. Резерва ледокольного флота сейчас не существует — это одна из причин, почему в восточном секторе пока сложно запустить круглогодичную навигацию.
У грузоотправителей нет единой позиции по введению инвестиционного сбора.
Грузоотправители, опрошенные «Ъ», жалуются на высокие тарифы по ледокольному обеспечению, по их ожиданиям, ставки будут расти еще сильнее из-за ожидаемого удорожания строительства ледоколов.
Это, с учетом роста стоимости самих арктических инвестпроектов, по их мнению, снижает привлекательность судоходства по СМП.
В последние годы правительство урезает бюджетные средства, выделяемые на строительство атомных ледоколов. «Росатому» предлагается искать для этих проектов дополнительные источники средств, включая кредиты.