В 2024 году завершается нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры». За шесть лет им были охвачены все основные направления: скоростные автомагистрали и железные дороги, аэропорты и морские порты, перевозки по Северному морскому пути.
Одним из главных событий 2024 года стало открытие скоростной автомагистрали М-12 «Восток», которая протянулась от Москвы до Казани.
Еще одним событием, которого давно ждали автолюбители и профессиональные водители, стало завершение строительства обхода Твери на трассе М-11 и вместе с ним финал реализации всего проекта.
Продолжается развитие железнодорожных маршрутов. Самый крупный проект и самая серьезная задача - развитие Восточного полигона, который включает Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. В 2024 году началась реализация проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург. Она пройдет через Тверь и Великий Новгород и сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут вместо 4 часов.
Что касается пограничных переходов, то в планах на 2024-2030 годы определено, что типовой осмотр грузового транспорта должен занимать не более 10 минут. Сокращение времени должно ускорить прохождение по транспортным коридорам в 1,5 раза.
Транспортная инфраструктура будет формироваться как единая сеть с хорошим запасом как в плане провозной, так и пропускной способности.
Планируется построить аэропорты в Омске и Шерегеше, а также реконструировать действующие - в Калининграде, Сочи, Горно-Алтайске и Владивостоке. Всего программой предусмотрены реконструкция и строительство 75 аэродромов.
На развитие морских портов отводится 291,7 миллиарда рублей внебюджетных средств. Расходы на развитие автодорожной инфраструктуры России в 2025 году составят 1,49 триллиона рублей.
Еще одной серьезной задачей становится цифровизация транспортной сети. Предполагается, что в итоге будет создана единая система, благодаря которой удастся не только определять слабые и малоэффективные места инфраструктуры. Актуальные данные о грузо- и пассажиропотоках позволят перераспределять нагрузку на сеть, разгружая одни участки и задействуя другие. Это также повысит отдачу от инфраструктуры.