С 1 марта в России должно заметно возрасти число иностранных транспортно-логистических компаний (ТЛК), занимающихся внутренними перевозками по территории страны. С этой даты запускаются каботажные перевозки, когда фуры из стран ЕАЭС смогут перевозить грузы внутри страны.
Им будет разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России. Каждая поездка должна подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе. Перевозка опасных грузов будет запрещена. В случае нарушения иностранными ТЛК этих и других условий они не будут допускаться к осуществлению деятельности в течение одного года с даты выявления нарушения, сказали «Известиям» в Минтрансе.
Там добавили, что также установлены полномочия Ространснадзора по задержанию принадлежащих иностранным перевозчикам транспортных средств (ТС) на всей территории России с неоплаченными штрафами, в том числе за перегруз.
В ФТС подтвердили «Известиям», что на таможенные органы возложены полномочия по контролю за уплатой штрафов иностранными перевозчиками.
Делается это для того, чтобы уравнять иностранные ТЛК из ЕАЭС с российскими перевозчиками на внутреннем рынке. Они смогут брать заказы внутри страны и работать наравне с отечественными компаниями, а значит, потребуется проходить весогабаритный контроль, оплачивать через систему «Платон» проезд, а также все штрафы, включая за перегруз (максимальная сумма до 600 тыс. рублей). Сейчас взыскания за превышение допустимой нагрузки иностранцам не начисляют, но они не могут выехать из страны с долгами за превышение скорости, нарушения правил дорожного движения и так далее.
Однако у участников рынка есть сомнения в работоспособности указанных Минтрансом требований к перевозчикам из ЕАЭС.
По мнению экспертов отрасли, у иностранных перевозчиков появляется гигантское преимущество перед российскими ТЛК. Потенциально они могут саботировать требования Минтранса и ездить с перевесом при отсутствии рейдов Ространснадзора. А перевес — это существенная экономия для перевозчика и снижение тарифов при одновременном вреде для дорог, подчеркнул участник рынка.
Кроме того, перевозчики из ЕАЭС имеют и другие преимущества — низкие лизинговые платежи за технику и доступ к выгодным кредитам.