ОКОЛО 30 миллиардов рублей будет инвестировано в этом году в строительство морского торгового порта в Усть-Луге. Новый порт жизненно необходим для экономики страны - после распада Советского Союза Россия осталась лишь с одним серьезным выходом в Балтийский бассейн - Большим портом Санкт-Петербург. А он не может обеспечить переработку все возрастающих объемов грузов. Именно поэтому на федеральном уровне было принято решение о строительстве в Ленинградской области сразу трех новых морских портов: в Приморске, Высоцке и Усть-Луге. Два из них - Приморский и Высоцкий - ориентированы на трубопроводы, перекачивающие нефть и нефтепродукты. А торговый порт в Усть-Луге проектировался и строился как многофункциональный комплекс терминалов, способный принимать и обрабатывать грузы различной номенклатуры - от контейнеров до сжиженного газа.
Сегодня в порту Усть-Луги уже функционируют 5 специализированных перегрузочных комплексов: угольный, универсальный, серный, паромный и многопрофильный. Ведется строительство еще 4 терминалов: для перегрузки контейнеров, сжиженного газа, наливных грузов и для перевалки стабильного газового конденсата. На стадии проектных работ находится металлургический терминал, складской логистический центр и Усть-Лужский бункеровочный комплекс - конечная точка БТС-2.
Однако в реализации проекта есть одно "узкое место", которое тревожит специалистов. Порт без развитых транспортных подходов к нему будет невозвратным вложением инвестиций.
По словам Леонида Теребнева, сегодня все существующие портовые проекты имеют одно слабое звено - дороги. Большая часть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Если эти вопросы не будут решаться одновременно со строительством терминалов, то к 2011-2012 годам именно состояние дорог окажется препятствием к увеличению грузопотока.
Сегодня по автодорогам области вывозится 85 процентов грузов, а остальные 15 процентов приходятся на железную дорогу. По информации железнодорожников, в нынешнем году инвестиции в строительство подходов к Усть-Луге составят около 4,5 миллиарда рублей. В 2009 году планируется ввод в эксплуатацию нефтяного терминала, а также автомобильной составляющей паромного комплекса в порту Усть-Луга.
Однако Леонид Теребнев считает, что запоздалое проектирование участка железной дороги от Лосево до Каменногорска, который должен был взять на себя основные грузопотоки после организации высокоскоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом, не лучшим образом отразится на работе не только Усть-Луги, но и Выборгского, Приморского и Высоцкого морских портов.
Но не только одними техническими аспектами определяется конкурентоспособность российских морских перевозчиков. Повысить рейтинг наших портов на мировом рынке невозможно без совершенствования тарифной политики, таможенных и транспортных технологий пересечения границ, координации деятельности всех ведомств в порту.
Сегодня, по мнению бизнес-сообщества, российские порты проигрывают портам Балтии и Финляндии не столько из-за природно-климатических условий, сколько из-за медлительности обслуживания грузов, неэффективности функционирования таможенных, налоговых и прочих государственных служб, вовлеченных в процесс контроля прохождения транзита, и тарифной политики портов. В борьбе за транзитные грузопотоки сегодня все чаще конкурируют не перевозчики и экспедиторы, а таможенные и транспортные технологии пересечения границ.
Так, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков, время простоя на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации составляет до 30 процентов всего времени оборота автомобилей в международных перевозках. Чрезвычайно велики и сверхнормативные простои судов в российских портах, связанные с выполнением таможенных и пограничных процедур. Потери морских перевозчиков и портов в целом по России достигают 250 миллионов долларов в год. В итоге потенциально российские грузы уходят на конкурирующие маршруты.
Российская Газета