После отделения от монополии первой грузовой компании, грузовладельцы уже отметили рост тарифов на 20-25%, появления второй дочки РЖД они ждут с опасением.
Российские железные дороги передают весь свой парк вагонов двум дочерним компаниям. Первой дочке монополии уже отошло 25% от общего числа всех вагонов, еще 37% пока остается у РЖД. Смысл реформы в том, что если второй грузовой компании передать парк, который пока находится у РЖД - возникнет конкурентная среда, поскольку под контролем частных собственников - находятся около 40% всего российского парка. В таком случае должны появиться условия для снижения тарифов и роста качества сервиса. На практике получается наоборот. Поскольку первая грузовая компания, формально отделившись от РЖД теперь не считается частью монополии, тарифы, которые компания устанавливает, выходят из под гос. контроля. Игроки рынка отмечают, что первая грузовая, получив свободу тут же подняла тарифы на 25%. Гарантий того что аналогичная ситуация не повторится после отделения от РЖД еще одной дочки - нет - говорит президент центра стратегических разработок Михаил Дмитриев: "Естественно никто не может стопроцентно гарантировать, что это не повлечёт за собой увеличение тарифов. Вот этот риск пока остаётся непрочитанным, он очень волнует грузовладельцев. И пока ОАО "РЖД" чётких каких-то процедурных гарантий того, что этого не произойдёт, не выдвинуло".
Дмитриев, однако, добавил, что в минувшую пятницу в "РЖД" предположили возможность продажи контрольного пакета акций "Второй грузовой компании" независимым инвесторам. Игроки рынка сильно сомневаются в том, что это произойдет, а в федеральной антимонопольной службе предупреждают, что если доля во второй дочке РЖД будет приобретаться частниками за счет своего парка, это напротив обратно приведет к монополизации рынка. Комментарий Business FM заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина: "Уставный капитал "Второй грузовой компании" должен быть сформирован на основе инвертарного парка "РЖД". Нет целесообразности либо необходимости вносить туда парк операторских компаний. Если это произойдёт это скорее приведёт к ограничению конкуренции".
Пока под контроль одного игрока не попадает более 35% всех вагонов, компания имеет право устанавливать любые тарифы. Владельцы грузов отмечают, что у действующих частников, цены ниже, чем у первой грузовой компании. Небезосновательными можно считать опасения, что после того как на рынке будут действовать две дочки ржд, освободившиеся от контроля ФСТ и имеющие в распоряжение 60% парка, цены взлетят настолько, что и независимые перевозчики свои предложения скорректируют до, так сказать, среднерыночных цен.
ПРАЙМ-ТАСС