В российскиймеждународный реестр судов смогут войти не только морские, но и речные суда, построенные в России после 1 января 2010 года, сообщили "РГ" в Минтрансе. По мнению экспертов министерства, такая мера сможет привлечь заказчиков на российские верфи.
Это предусматривает законопроект "О мерах по поддержке российского судостроения и судоходства", который недавно подготовил минтранс. Замминистра транспорта Виктор Олерский пояснил, что речь идет о расширении сферы действия Российского международного реестра судов на все их типы - морские, речные, "река-море". Морское судно, как и сейчас, будет зарегистрировано в любом случае. А для других предполагается поставить условие: они должны быть построены на российских верфях.
Тех, кто входит в этот реестр, планируют освободить от налога на прибыль по каботажным грузовым и пассажирским перевозкам (по морю, но в пределах России), а также от ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие и оборудование, которые не имеют отечественных аналогов. В минтрансе считают целесообразным уменьшить и ставки налога на имущество, земельного налога. Также из российского международного реестра хотят исключить требование о необходимости 10-летнего срока пребывания в нем судна. То есть можно зарегистрироваться и на более короткий срок. Все это является звеньями цепи по созданию конкурентной среды и развитию отечественного судостроения.
По словам Олерского, сейчас в российском международном реестре зарегистрировано 350 судов. При этом средний возраст их значительно "моложе" тех, что значатся в российском государственном реестре. Получается, отмечают эксперты, что судоходным компаниям выгодно регистрировать суда в рамках особого налогового таможенного режима, который дает и отечественным, и иностранным судовладельцам международный реестр.
Однако реестр не может полностью решить проблему регистрации отечественных судов под флагом России. Многие наши судовладельцы продолжают держать свой флот под выгодным флагом, например, в офшорных зонах. Виктор Олерский отметил, чтобы переломить эту ситуацию, нужно обеспечить комплексное решение проблемы. То есть меры должны быть направлены как на развитие судоходства, так и на национальное судостроение и машиностроение.
До 2015 года на строительство речных и морских судов государство планирует потратить более 70 миллиардов рублей. Такую цифру назвал вчера на совещании по развитию судостроительной промышленности Дальневосточного региона министр транспорта Игорь Левитин.