За последний год грузооборот приморских автоперевозчиков упал примерно на 70%, но введение платных автодорог может полностью обвалить рынок автоперевозок в Приморье, пишет газета "Конкурент".
Рентабельность этого бизнеса снизилась. У большинства операторов уже не хватает средств на оплату лизинговых платежей и кредитов. Однако это только начало. Продолжение будет, когда правительство утвердит разработанный министерством транспорта проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 т, немедленного принятия которого потребовал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
На протяжении многих лет автотранспорт в Приморье уверенно лидирует в общих объемах перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта. На его долю приходится около 80% грузооборота. В цепочке доставки товаров от двери до двери даже при самом масштабном использовании других магистральных видов транспорта альтернативы автомобилям нет. Но если раньше парк автоперевозчиков порой с трудом справлялся с объемами транспортировки и операторам приходилось дополнительно брать машины в кредит и лизинг, то сейчас эта техника простаивает.
Всему причиной кризис. В нынешних условиях, как признаются участники рынка, лизинговые платежи за технику создают существенные трудности. Чтобы ежемесячно платить за лизинг, нужно эксплуатировать технику почти круглосуточно, что сейчас нереально. Поэтому часть перевозчиков пытается продать автомобили, другие — законсервировать их до лучших времен. Собственники транспортных предприятий, имеющие большой лизинговый парк, в единичных случаях вынуждены возвращать автомобили лизингодателям, чтобы поправить положение.
Часть автотранспортных компаний, специализировавшихся на доставке ограниченных видов грузов и по ограниченным направлениям, стремится диверсифицировать свою деятельность. Но успешно развиваться большим компаниям мешают мелкие полулегальные перевозчики. Располагая одной-двумя машинами и минимальным набором документов, они могут демпинговать.
Сколько в Приморье полулегальных дальнобойщиков, никто точно сказать не может. Есть только косвенные показатели. Так, с недавних пор Приморскстат вынужден в графе "автомобильные перевозки" делать сноску "с учетом индивидуальных предпринимателей и неформального сектора экономики". Так вот, согласно данным статистики, в первые два месяца текущего года из общего грузооборота в 11,3 млн т автомобилями было перевезено 8,3 млн т. Если парк легальных фирм края сегодня загружен на 10-15%, получается, что все остальное перевозит "теневая" сторона.
Тем временем министерство транспорта разработало проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 т. и уже передало его в кабинет министров. "Сейчас мы берем плату только с иностранных перевозчиков, которые ездят по российским дорогам, но Европейский союз настаивает на выравнивании условий конкуренции и на том, что этот сбор необходимо брать со всех перевозчиков", — объяснил Игорь Левитин, министр транспорта РФ.
Как предполагают чиновники, полученные таким образом средства помогут строить и содержать автомобильные дороги, финансирование которых в период кризиса значительно уменьшилось. Другие положительные моменты в предлагаемом минтрансом новшестве нашел Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД": документ может помочь создать более справедливые условия конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом. "Российские автоперевозчики находятся в заведомо выигрышном положении, — сказал он СМИ. — Они не несут расходы на пользование автодорогами и их строительство. Это за них делает государство: например, в ФЦП "Развитие транспортной инфраструктуры России до 2015 г." на эти цели заложено 3,2 трлн рублей, еще 0,4 трлн. рублей должны добавить субъекты федерации. Введение платы за дороги — это выравнивание экономических условий, но суммы должны быть адекватными, ведь железнодорожный транспорт не только содержит, но и строит новые железнодорожные линии из своего тарифа".
В каком объеме будет взиматься плата с автофур, в минтрансе пока не уточняют. Но с иностранных перевозчиков берут по тарифу в размере 60 тыс. руб. за проезд. Дальнобойщики пока не бьют тревогу, надеясь, что разум у чиновников возобладает. Ведь финансовое давление на владельцев грузового автотранспорта может привести к увеличению транспортной составляющей в цене готовой продукции, поскольку подавляющее количество груза с железной дороги доставляется на склад грузополучателя автотранспортом. Если же ничего не изменится, то автотранспортникам придется забыть даже о текущем уровне доходов в расчете на каждый автомобиль и готовиться работать с нулевой рентабельностью.
PrimaMedia.