Решение Владимира Путина о приостановке экспорта российского зерна может больно ударить по российским производителям, которые не ожидали столь радикальных мер. Теперь у экспортеров осталось всего 6 дней для того, чтобы отправить уже растаможенный груз за границу. Участники рынка уверены, что нехватка хлеба стране не грозит, и предрекают различные негативные последствия принятого решения. В числе прочих — транспортный коллапс на Северо-кавказской железной дороге аккурат в сезон отпусков.
Запрет на экспорт касается пшеницы разных сортов, ячменя, кукурузы и продуктов, производимых из них. Согласно приказу, поставки должны прекратиться с 15 августа по 31 декабря текущего год. На деле получается, что у экспортеров осталось шесть дней на то, чтобы отправить все грузы, находящиеся сейчас в портах Новороссийска и Туапсе — именно через них идет отгрузка экспортного зерна. «Если повезет, экспортеры смогут отправить уже растаможенное зерно за границу. Провести через таможню новые грузы вряд ли получится», - считает представитель Зернового союза России Антон Шапарин. По его сведениям, в пути к южным портам в данный момент находятся около 3 тыс вагонов с зерном. «Весь этот груз придется поворачивать назад, как-то распределять, куда-то увозить. Железная дорога может просто встать», - опасается Шапарин.
Гендиректор зернового холдинга Valars Кирилл Подольский согласен с опасениями коллеги: «С вагонами можно распрощаться, многие не успеют даже доехать до Новороссийска или Туапсе. Что с ними делать, мы еще не решили. Пока они находятся в пути».
Летом южное направление и так достаточно загружено. Согласно сообщениям РЖД, на период отпусков число курсирующих пассажирских поездов увеличено на 200 штук. Даже в менее напряженные месяцы в Новороссийском порту скапливаются десятки «брошенных» поездов с зерном.