Прошло десять лет с тех пор, как было подписано межправительственное Соглашение "О международном транспортном коридоре "Север - Юг" между Россией, Ираном и Индией.
К настоящему времени, по оценкам национальных транспортных ведомств России, Азербайджана, Ирана и Индии, все основные участки коридора находятся в работе. В то же время, стороны намерены инвестировать в модернизацию действующих и создание новых транспортных "связок" с национальными транспортными системами. Так, российская сторона участвует в сооружение главного соединительного железнодорожного звена коридора - линии между Азербайджаном и Ираном вдоль Каспийского побережья. Кроме того, планируется реконструкция пограничного железнодорожного участка между Россией и Азербайджаном для повышения провозной способности основной трассы коридора.
Впервые в экономической истории России и многих других стран новый евроазиатский путь позволит обходить в торговле с Индией и другими странами Юго-Восточной Азии традиционный транзитный маршрут, который шел через Турцию (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы). Новый маршрут сократит расстояние перевозок в данном направлении минимум наполовину, что, в свою очередь, сократит расходы грузоотправителей и грузополучателей. Доля российского участка в общей протяженности нового коридора достигает почти 40%.
Межгосударственные документы по новому транспортному коридору предусматривают, в частности, минимизацию транзитных тарифов, унификацию транспортных правил и правил ответственности за соблюдение графика перевозок. Помимо прочего, упрощены пограничные таможенные процедуры, организовано сквозное беспересадочное и бесперегрузочное сообщения. Странам удалось согласовать проекты в развитие портовых, железнодорожных, паромных комплексов, и время их реализации.
Сейчас к Соглашению о транспортном коридоре присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Новый евроазиатский маршрут приобретает международную экономическую значимость.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5289 (210) от 17 сентября 2010 г.