5 мая ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» получило Свидетельство о включении в Реестр Таможенных представителей за государственным номером 207. Это событие ознаменовало очередной этап развития таможенной логистики и таможенной инфраструктуры Московского региона.
Современные тенденции развития таможенной инфраструктуры Московского региона опираются на использование крупнейших складов временного хранения (СВХ), обладающих всем ассортиментом внешнеэкономических квалификаций. Роль СВХ заключается в концентрации внешнеэкономических потоков импортных грузов, идущих в адрес московских и областных потребителей.
Согласно последним сведениям, анонсированным в СМИ пресс-службами ЦТУ и ФТС РФ, к концу 2011 года в московском регионе останется всего 8-9 таможенных постов. При этом нагрузка на базовые СВХ, где собственно и будут размещены таможенные органы, значительно возрастет. Поэтому к базовым СВХ будут предъявлены новые, более жесткие требования к их собственной инфраструктуре и технической вооруженности. Современный базовый СВХ будет обязан иметь офисные площади для размещения таможенного органа в пределах 1000 м. кв. Зона таможенного контроля такого СВХ должна вмещать не менее 300-500 еврофургонов. А современные и высокотехнологичные коммуникации СВХ должны позволять оформлять не менее 3000-5000 таможенных деклараций в месяц. Такими возможностями реально обладает СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп». Он удачно расположен в Московском регионе, в ПЛК «Северное Домодедово», между федеральными трассами М2 и М4.
Повышенные требования к базовым СВХ московского региона могут быть связаны с тем, что желание федеральных таможенных органов перевезти все потоки импортных грузов в места, приближенные к границам РФ, пока в должном объеме не реализовались. Согласно статистке ЦТУ, из московского региона за весь 2010 год на границу РФ было перенесено не более 3,5-5% таможенного оформления импортных грузов, поступающих в московский регион. Попытки дальнейшего вытеснения потоков оформления на приграничные СВХ натыкаются как на экономическую нецелесообразность, так и на проблемы технической реализации.
Причин здесь несколько, перечислим лишь главные. Во-первых, перед переносом таможенного оформления, в приграничных регионах необходимо обеспечить соответствующие условия участникам ВЭД, реализующим таможенную очистку в значительном удалении от центров потребления оформляемых грузов и привыкших к полномасштабному столичному сервису. Во-вторых, бизнесу необходимо четко понимать - если мы приглашаем Украину в Таможенный союз, и если она в него все-таки вступит, что делать с теми таможенно-логистическими терминалами (ТЛТ), которые анонсированы в приграничных территориях на украинско-российском направлении. Ибо в случае вступления Украины в ТС, они попросту станут не нужны, а вложенные в их строительство деньги будут навсегда потеряны для бизнеса. Та же судьба, хоть и значительно позже, может коснуться тех ТЛТ, которые будут размещены у границ Европейского союза со стороны России. В-третьих, после реализации новых технологий электронного декларирования, например, в варианте ЭД-3 (электронное декларирование 3-го поколения), удаленный выпуск может осуществляться фактически на МАПП (Международный автомобильный пункт пропуска). То есть, ТЛТ могут оказаться не нужными вообще.
Вывод напрашивается простой. Для рационального использования инвестиций в таможенную инфраструктуру в России в целом, и в частности, для эффективного таможенного оформления, в том числе на приграничных территориях, необходимо по-новому посмотреть на теорию и практику таможенного дела и таможенного оформления в Российской Федерации, а также в рамках Таможенного Союза.
Пресс служба SLG