Операторам морских портов придется оптимизировать внутреннее пространство своих терминалов. Федеральная таможенная служба (ФТС) выпустила приказ, согласно которому грузы, прошедшие таможенный контроль в морских портах, должны храниться отдельно от товаров, находящихся под таможенным контролем. Это решение потребует от операторов дополнительных перемещений грузов внутри терминала, что, по оценкам участников рынка, приведет к увеличению времени их обработки на 30—40%. В стивидорных компаниях говорят, что решение ФТС негативно повлияет на деятельность отечественных портов, вплоть до их остановки.
Приказ ФТС №930 с длинным названием «Об утверждении порядка предоставления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения < >» зарегистрирован в реестре государственных нормативных актов, сообщили вчера РБК daily представители двух стивидорных компаний, работающих в Петербурге.
Стивидоры готовят письмо на имя заместителя министра транспорта Виктора Олерского с просьбой в кратчайшие сроки вынести вопрос совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение в морских портах, на заседание межведомственной рабочей группы Минтранса и ФТС России. В проекте письма в Минтранс также говорится, что «издаваемые в настоящее время акты таможенного законодательства не учитывают специфики перевалки грузов в морских портах, что может привести к остановке деятельности операторов морских терминалов».
Получить комментарии в Федеральной таможенной службе вчера не удалось.
К проблеме ранее подключалась Ассоциация морских портов. Еще в марте она обратилась за разъяснениями в ФТС. В ответ таможенная служба в письме на имя исполнительного директора Ассоциации морских портов Серика Жусупова (копия этого письма есть у РБК daily) сообщала, что место разгрузки и перегрузки товаров в пределах морского порта является зоной таможенного контроля. При этом ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» не предусматривает возможности размещения и хранения в этой зоне наряду с товарами, находящимися под таможенным контролем, товаров, не находящихся под таким контролем. Исходя из этой логики, в ФТС делали вывод, что вся территория морского терминала не может быть зоной таможенного контроля.
«По сути это означает, что прошедший растаможку груз должен либо сразу быть вывезен с территории морского порта, что не всегда возможно технологически, либо быть перемещен на какую-нибудь другую площадку внутри порта», — сказал РБК daily заместитель гендиректора по портовому бизнесу компании «Усть-Луга» Александр Головизнин. По его словам, в итоге теперь стивидорам придется перестраивать всю технологию работы с грузами.