Евразийское экономическое сообщество определило 7 основных железнодорожных маршрутов, развитие которых будет осуществляться в приоритетном порядке.
На заседании Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС в Алма-Ате был одобрен Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включённых в Перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭС.
Документ включает описание железнодорожных маршрутов ЕврАзЭС, обозначает существующие проблемы пропускных способностей и предусматривает комплекс проектов по усовершенствованию инфраструктуры на этих маршрутах.
В план вошли транспортный коридор «Север – Юг» – Бусловская (граница с Финляндией) – Аксарайская (граница с Казахстаном), маршрут панъевропейского коридора № 2 (граница с Польшей – Нижний Новгород), маршрут № 1 Организации сотрудничества железных дорог (Брест – дальневосточные порты), маршрут № 2 ОСЖД – Москва – Достык (граница Казахстана и Китая), маршрут № 5 ОСЖД (Валуйки – Достык), маршрут № 8 ОСЖД (Красная Могила – Навои), маршрут № 10 ОСЖД (граница Туркмении – дальневосточные порты).
До 2020 года предполагается реализовать 46 инфраструктурных проектов в железнодорожной сфере ЕврАзЭС. Финансирование некоторых уже предусмотрено как национальными программами и стратегиями развития транспорта, так и международными проектами и программами. Вместе с тем для финансирования необходимо привлечение инвесторов и заёмных средств, в том числе для развития железных дорог общей стоимостью $24,3 млрд. Среди них, например, организация скоростного движения в Белоруссии на линии Брест – Минск – Красное (граница с Россией), электрификация участка Алма-Ата – Актогай в Казахстане, строительство южного обхода Пермского железнодорожного узла, строительство обхода Омского железнодорожного узла.
«В Комплексный план развития инфраструктуры вошли в том числе проекты, предусмотренные Стратегией развития железнодорожного транспорта России», – отметил начальник департамента международных связей ОАО «РЖД» Сергей Столяров. В частности, организация скоростного движения на линии Москва – Смоленск – Красное, электрификация участка Трубная – Аксарайская, строительство обходов Пермского, Новосибирского, Иркутского железнодорожных узлов. «Сам факт их включения в документ позволяет оценить, насколько совпадают потребности в развитии инфраструктуры на пространстве ЕврАзЭС. В дальнейшем это даст возможность выстраивать совместные планы по развитию железнодорожного транспорта. Совместная работа позволит проводить более эффективную инвестиционную политику», – добавил он.
План был разработан при техническом и финансовом содействии Евразийского банка развития. «Этот документ даёт общую схему, как лучше всего организовать грузопотоки по евразийским маршрутам», – отметил начальник отдела технического содействия аналитического управления ЕАБР Александр Мироненков. «Транспортные интересы у всех стран ЕврАзЭС едины: надо увеличивать скорости движения, где возможно, прокладывать вторые пути», – добавил он. По словам Александра Мироненко, российская сторона предложила для финансирования отдельных проектов в рамках Комплексного плана создавать консолидированные бюджеты, в которые бы поступали средства федеральных программ, местных органов власти и бизнеса.
Гудок