Данные МВД о наличии подвижного состава автотранспорта говорят, что прирост количества грузовых автомобилей и автобусов обеспечивают граждане. Это говорит, что перевозки грузов и пассажиров всё более становятся частным делом.
С 2005 г. по 2010-й количество грузовых автомобилей увеличилось в России на 11,7% — до 5 414 000 штук. Только в кризисном 2009 г. произошёл сбой в их росте — численность снизилась на 26 000. Но это не коснулось грузовиков в собственности граждан. Количество этих авто выросло за предыдущие пять лет на 28,3%, в 2009-м кризис только замедлил темп прироста до 1,4%, доля личных грузовых автомобилей увеличилась в общей их массе с 47,4% в 2005 г. до 54,5% — в 2010-м. Для большей показательности: за прошлый год общее число грузовиков выросло на 91 000 штук, а в собственности граждан — на 93 000, то есть весь прирост граждане и обеспечили.
Аналогичная картина и с автобусами. За названный срок их количество увеличилось на 12,9% — до 894 000. В собственности граждан — на 28,5% — до 428 000 штук. Их доля в общей численности автобусов за пять лет выросла с 42% до 47,9%.
Очевидно, что для индивидуального предпринимательства перевозки грузов и пассажиров становятся всё привлекательнее. Любопытно поэтому, что по финансовым результатам сухопутный транспорт (без железнодорожного) среди остальных видов деятельности едва ли не самый затюканный. Вот и по последним данным Росстата за январь — апрель этого года сухопутный транспорт получил прибыль 6,3 млрд руб., а убыток — 12,6 млрд руб., соответственно сальдированный финансовый результат вышел минус 6,3 млрд руб. В годовом сопоставлении прибыль сократилась здесь на 2%, а убыток вырос на 91,5%.
Судя по этим цифрам, в перевозке грузов и пассажиров мёдом не намазано. Но, видимо, относительно индивидуального частного извоза справедливо народное выражение: так вам все карманы и показали!
ЭЖ