За первые недели нового года на подходе к припортовым станциям Новороссийска и Туапсе были брошены около 200 поездов с различными грузами, которые не успевали перерабатывать портовики. Такая ситуация повторяется последние два десятка лет.
Летом к этому приводит ажиотажный спрос на экспорт-импорт некоторых видов сыпучих материалов, зимой - желание грузоотправителей любой ценой выполнить свои экспортные контракты во избежание штрафных санкций. Железнодорожникам также выгодно предоставить подвижной состав под высокорентабельные экспортные грузы. Как пояснили "РБГ" в руководстве регионального железнодорожного ведомства, на долю Новороссийска и Туапсе приходится 70-80% от всех их перевозок на юге России. Однако сложный рельеф местности, ограниченность пропускной возможности черноморских портов и отсутствие складских помещений для хранения товара вынуждает "бросать" поезда в ожидании выгрузки на громадном пространстве от Туапсе до Воронежа, создавая гигантские "пробки". Ежегодно создается ситуация, когда желание переработать как можно больше грузов превышает технические возможности и железнодорожников, и портовиков.
Можно ли решить проблемы "пробок", привлекая "малые порты" региона? Безусловно. К примеру, незадействованными остаются мощности по перевалке угля на припортовых станциях Азов, Таганрог и Темрюк, по перевалке зерновых - на портовых элеваторах Азова и Ейска. К тому же близок к сдаче в эксплуатацию портовый комплекс Железный Рог на Тамани.
На фоне стабильности выгрузки и роста грузооборота по станциям Новороссийск и Туапсе объемы грузооборота по портам Ейск, Азов, Кавказ и Заречная начинают снижаться на 10-15%. Появляется возможность разгрузить направления в сторону двух крупных портов, используя незадействованные мощности "малышей".