С 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор, призванный компенсировать снижение таможенных пошлин. Заодно он поставил крест на деятельности небольших компаний, занимающихся продажей подержанных автомобилей из Европы и США. В конце прошлой недели Федеральная таможенная служба, которой было поручено осуществлять взимание сбора, получила подробный инструктаж последней редакции.
В пятницу Минпромторг буквально на ленточке предоставил правительству окончательный вариант правил взимания утилизационного сбора. Ставками были недовольны Минтранс, Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба, но компромисс все же удалось найти. После длительного обсуждения базовую ставку на уровне 20 тысяч рублей менять не стали, но понизились коэффициенты. Для физлиц, к примеру, до 0,1.
Таким образом, минимальная сумма сбора теперь составляет 2 тысячи рублей, для машин старше трех лет – 3 тысячи рублей (коэффициент 0,15). Ставки для подержанных машин, ввозимых юрлицами, оставили прежними. Однако здесь тоже произошло изменение. Категорию «до 2 тыс. куб. см.» разделили на две части: до 1 л и с объемом двигателя от 1 до 2 литров. Сумма сбора для новых машин первой из указанных категорий составила 17,2 тыс. руб. и 106 тыс. руб. за подержанные, а для второй - 26,8 тыс. руб. и 165,2 тыс. рублей.
Комментируя предложенные ставки, в Минтрансе отмечали, что в документе не были приведены финансово-экономические расчеты, которые объясняли бы введение именно таких базовых ставок и коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора. Иными словами, Минпромторг обвиняли в том, что ставки были взяты практически с потолка.
Более того, Минтранс заявлял, что если ставки и коэффициенты окажутся необоснованно завышенными, это может привести к ряду негативных последствий. А именно, повышению стоимости перевозок, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, повышению транспортной составляющей в стоимости грузов, росту инфляции, а также к существенному снижению конкурентоспособности российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок.
К слову, именно уход с рынка малых и средних предприятий, по мнению многих экспертов, видится сегодня реальной угрозой для российского автобизнеса. «Я думаю, что число людей, готовых самостоятельно ввозить машины, будет ничтожно мало. А вот бизнес на этом построить нельзя – расценки уже другие», - отметил в беседе с AutoNews аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
В подтверждение будущих сложностей для российского автобизнеса эксперты приводят максимальные суммы сбора. Так, за автомобиль старше трех лет, объем двигателя которого превышает 3,5 литра, юридическое лицо заплатит 700 тысяч рублей. При этом снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО рассматривать в качестве определенных послаблений не приходится, ведь даже самый распространенный вариант на рынке подержанных автомобилей, «трехлетки» с мотором до 2,5 литров, перегонять из Европы станет попросту нелепой затеей.
Например, популярная у российских компаний-перегонщиков BMW 325i в возрасте трех лет прибавит в цене 322 тыс. рублей. Еще 226 тыс. придется заплатить за «растаможку», учитывая 5%-е послабление в связи с вступлением в ВТО. Таким образом, общий размер платежа при ввозе данной машины составит непомерные 548 тысяч рублей. Стоимость модели в Германии не превышает 550-650 тысяч рублей. Выходит, что итоговая цена машины составит не менее 1,2 миллиона рублей.
Совершенно другое дело – физлица. Чиновники посчитали, что объявленный ранее коэффициент для «частников» на уровне от 3 до 5 тысяч рублей слишком высок, поэтому было решено снизить максимальную сумму сбора до 3 тысяч рублей. Однако таможенные пошлины для физических лиц незначительно, но выше. Но даже при этом условии ровно такая же BMW обойдется покупателю в конечном счете на 240 тысяч рублей дешевле.
Впрочем, довольно существенная разница в цене, по мнению экспертов, не отразится на рыночном механизме. «Рынок б/у автомобилей жестко привязан к рынку новых автомобилей. Подрастет один – подрастет и другой. То есть, даже если цена на ввозимый самостоятельно автомобиль будет небольшой, на вторичном рынке в России он будет продаваться по среднерыночной цене», - убежден руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов.
Первой из компаний-производителей, представленных на российском рынке, на утилизационный сбор отреагировала Toyota. Как сообщили в пресс-службе, с 1 сентября 2012 года ООО «Тойота Мотор» повысило рекомендуемые розничные цены на некоторые автомобили модельного ряда Toyota и Lexus. «Данная мера связана с введением в России утилизационного сбора в отношении автомобилей, импортируемых в страну», - говорится в сообщении. Среднее повышение цен на модели марки составило около 1%.