На развитие автомобильных пунктов пропуска через границу России в регионах Северо-Запада не выделено ни копейки до 2020 года. Вместо этого власти решили бросить ресурсы на развитие морских и воздушных погранпереходов, повышая конкурентоспособность российских портов.
Новая Федеральная целевая программа «Государственная граница РФ (2012—2020)» была одобрена правительством России 5 июня.
В то же время не только граждане, пересекающие границу на личных автомобилях, но и представители ведомств, работающих на границе, признают, что погранпереходы уже исчерпали свою пропускную способность.
При этом поток туристов, пересекающих границу автотранспортом, растет каждый год. Наибольший рост пассажиропотока за девять месяцев показал МАПП «Светогорск». Если в 2011 году через него пересекли границу 584 тыс. человек, то за девять месяцев нынешнего года — уже 751 тыс. (+29%), такие данные привел заместитель начальника пограничного управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Давиденко. МАПП «Брусничное» в 2011 году воспользовались 737,4 тыс. человек, а этом году — 848,2 тыс. (+15%), через «Торфяновку» в прошлом году проехали 758,2 тыс. туристов, а в 2012-м — 915 тыс. (+21%). Через МАПП «Ивангород» проехали 327,7 тыс. человек в 2011 году и 333,4 тыс. в 2012-м (+2%). Это связано с тем, что погранпереход на границе с Эстонией исчерпал даже предельно допустимые пропускные возможности, а представители российской таможни говорят, что на этом участке необходимо строить новый пункт пропуска — за пределами Ивангорода и Нарвы.