Средняя скорость отправки грузовых составов в 2012 году составила 219 км/сут., или 9,1 км/ч, рассказали РБК daily в РЖД. Таким образом, за год скорость движения на железной дороге снизилась на 1,2 км/ч (средняя скорость отправки в 2011 году - 247 км/сут. без учета разгрузки и выгрузки, 37,1 км/ч), а за два года - на 2,29 км/ч (в 2010 году - 274 км/сут.). В прошлом году монополия призналась: систематичное нарушение сроков доставки грузов обернулось почти трехкратным увеличением жалоб к компании и, как результат, претензиями на 7 млрд руб. Однако если итоги 2011 года многие объясняли результатом реформирования железнодорожной отрасли и отказом частных операторов везти груз по непривлекательным для них ценам и маршрутам, то в 2012 году ситуация должна была стабилизироваться. Этого ожидали и грузоотправители, и сами РЖД, заявляя прошлым летом, что приняли все необходимые меры для доставки грузов в срок.
Между тем скорость движения товарных поездов не только не увеличилась, а, наоборот, сократилась до рекордного за последние 15 лет показателя. Медленнее, чем в 2012 году, груз доставлялся только в 1997 году (8,3 км/ч, или 200 км/сут.). Для сравнения, по данным немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn, средняя скорость грузового поезда в Германии составляет 50-60 км/ч, а в США - порядка 45,8 км/ч.
В РЖД не раз говорили о том, что тяжелая ситуация на железной дороге связана в первую очередь с избытком парка на сети. Так, по данным монополии, при общем парке более 1 млн грузовых вагонов профицит составляет около 240 тыс. штук.
Однако, судя по всему, чиновники уверены, что ситуация выправится. Согласно подготовленному Минтрансом проекту транспортной стратегии, к 2015 году скорость движения грузовых поездов должна увеличиться до 11,29 км/ч (271 км/сут.), к 2020-му - до 12,08 (290 км/сут.), а к 2030 году - до 13,3 км/ч (320 км/сут.). При этом в РЖД отмечают, что их прогноз на 2030 год - 350 км/сут. Достичь таких результатов монополия надеется за счет перехода на календарное планирование отправок груза, укрупнения рынка операторов (в долгосрочной перспективе ожидается, что на рынке останутся лишь несколько крупных игроков) и эффекта от унификации тарифов на грузовые перевозки.