Все большую раскрутку получает международный транспортный коридор (МТК) "Север – Юг", связывающий Европу с Индией через территорию РФ, Каспий и Иран. Растет грузооборот коридора, растет и его популярность. Сейчас в соглашении по МТК "Север-Юг" участвую 6 стран: Россия, Иран, Индия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия; Таджикистан, Оман и Армения подали заявки о намерении присоединиться к нему. А недавно появился еще один кандидат – Азербайджан.
Интересуются нашим МТК и на Западе (точнее, на северном конце маршрута). Так, Германия заявила о своей готовности отправлять по коридору на юг до 6 млн тонн грузов в год. Причем немецкий концерн "Deutsche Bahn AG" намерен под это дело совместно с российскими железнодорожниками строить новую железную магистраль, которая свяжет Западную Европу с Южной Азией. А российские экспортеры уже вынашивают планы проникновения своих товаров на рынки стран Персидского залива.
Отстает в развитии только один важный компонент: подъездные пути к портам. В этой связи инвестиционная программа ОАО "Российские железные дороги" на 2004 г. предполагает направить на строительство железнодорожных подъездов к российским морским портам до 45% всех выделяемых средств (бюджет программы составляет 130 млрд рублей).
Для коридора "Север – Юг" это особенно актуальная задача: недавно российские транспортники отрапортовали о завершении строительства первого в РФ контейнерного терминала на Каспии – порта Оля, но железнодорожной ветки к нему не подвели. Однако очевидно, что "никакими видами транспорта этот терминал не наполнить, кроме как железнодорожным", – подчеркивает Геннадий Фадеев. Ведь Оля рассчитан на перевалку 8 млн тонн грузов в год. Поэтому к порту срочно начали строить железнодорожную ветку от станции Яндыки, длиной всего в 46 км, которую планируется сдать в эксплуатацию менее чем через год.
С этим делом надо спешить, потому что ситуация "в коридоре" вообще складывается таким образом, что российская транспортная инфраструктура отстает от роста грузопотока по МТК. И есть уже основания опасаться того, что Иран, который, в отличие от РФ, всерьез занимается развитием своей прикаспийской транспортной системы, может "перекинуть" часть товаропотока на кавказский участок коридора ТРАСЕКА, то есть мимо территории РФ. Так что России приходится наверстывать упущенное: чтобы быть транзитной страной, нужно соответствовать потребностям транзита, пишет "Утро.ру"