С начала года с каждым днем на подходах практически ко всем крупнейшим российским портам скапливаются вагоны с экспортными товарами. Ситуация настолько сложная, что на днях "Российские железные дороги" заявили, что прекращают временно принимать заявки на дополнительную погрузку в адрес портов Новороссийска, Грушевой, Туапсе, Мурманска, а также морских портов Прибалтики из-за того, что на подъездах к этим портам скопилось критическое количество вагонов. Сейчас в ожидании выгрузки перед российскими портами простаивает более 20 тыс. вагонов, и их количество постоянно растет. Убытки несут и перевозчики, и сами грузоотправители. Наличие проблем в западных и в южных российских портах подтверждают в "Объединенной транспортно-экспедиторской компании". А в компании "Желдорэкспедиция", напротив, сказали, что вагоны отправляются нормально, правда, только на восточные порты. "Это вечная проблема, и не только на новогодние, но и на другие праздники", - сказал корреспонденту "НГ" президент некоммерческого партнерства Гильдия экспедиторов Семен Резер. По его словам, портовые мощности не справляются с тем количеством вагонов, которое в них поступает. Например, у станции Белое Море в Мурманске, через которую отправляются нефтепродукты, мощности нефтепереработки в два раза меньше, чем необходимо. Из-за этого проблемы возникают в Мурманске, Новороссийске, Калининграде и даже на сибирских реках. Как объяснили корреспонденту "НГ" в РЖД, в конце 2003 года было отправлено больше грузов, чем обычно, причем некоторые операторы использовали вагоны как "склад на колесах", совершенно не думая о пропускных способностях железных дорог и портов. Чтобы исправить ситуацию, сейчас компания увеличивает объем разгрузки вагонов в портах, и в начале 20-х чисел, надеются в РЖД, проблема будет решена. Пока простои продолжают оставаться серьезной проблемой российского транспорта. От простоя вагонов в начале 2003 года МПС потеряло 300 млн. рублей. Точную сумму убытков этого года в РЖД не называют. Однако только в Мурманском порту убытки компании от простоя вагонов с начала года уже оцениваются в сотни тысяч рублей, и эта цифра ежечасно растет. Таким образом, если РЖД и потеряет меньше, чем в прошлом году, то ненамного. В то же время компания намерена компенсировать свои убытки: как сказали корреспонденту "НГ" в РЖД, железнодорожники будут пытаться взыскать убытки с виновников простоя. По словам представителей РЖД, это частично операторы, отправители несанкционированных грузов. Как поясняет Семен Резер, если грузовладельцы, прежде чем отправить товар, подают заявку на месяц вперед, то перевозчики вполне могут не рассчитать мощностей портов и отправить грузов больше, чем они в состоянии принять. В таком случае перевозчики могут быть наказаны - прием заявок на отправку грузов может быть ограничен. Если будет доказана вина конкретных компаний, то убытки могут быть взысканы и с них, но это возможно только через суд, поясняет Семен Резер. Кроме того, РЖД обвиняют в простое и портовиков - за "несвоевременный подход танкеров для погрузки". Со своей стороны, чтобы избежать простоя вагонов, РЖД отодвинула с 1 января 2004 года на 10 дней повышение цен на грузоперевозки, однако это не помогло. Кроме того, РЖД в 2004 году планирует увеличить вложения в развитие припортовых мощностей, пишет "Независимая газета"