На прошлой неделе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в очередной раз повысило тарифы на перевозку экспортных грузов черных металлов через ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). По мнению чиновников из Минтранса, это позволит перераспределить грузопотоки из Новороссийска на Дальний Восток, так как на подъездах к НМТП постоянно скапливается большое количество вагонов. Однако, как удалось выяснить RBC daily, Новороссийский порт работает весьма стабильно и вагонов на железной дороге находится ровно столько, сколько нужно, чтобы обеспечивать нормальную и бесперебойную загрузку портовых мощностей. А увеличение тарифов на этом направлении, по всей видимости, призвано обеспечить более высокие поступления в бюджет РЖД – новоиспеченному акционерному обществу весьма немаловажно продемонстрировать в этом году хорошие финансовые показатели.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт» является крупнейшим портовым оператором на территории России и ближнего зарубежья, а также лидером по объемам портовой перевалки нефти, металлов, сахара-сырца. В настоящее время 20% акций порта принадлежит Министерству имущественных отношений, более 32% – ИБГ «НИКойл», и около 30% – Русскому генеральному банку. Как сообщили RBC daily в самом порту, в прошлом году грузооборот НМТП составил 66,3 млн т по сравнению с 63,3 млн т в 2002 г. и возрос, соответственно, на 4,7%. В основном это было достигнуто за счет роста перевалки сырой нефти и нефтепродуктов: общая масса перевалки через порт нефти и нефтепродуктов выросла в 2003 г. на 7,6% – до 51,5 млн т. Мало того, как заявил в конце прошлого года министр транспорта РФ Сергей Франк, к 2010 году перевалка внешнеторговых грузов через Новороссийский порт составит около 200 млн т. При этом основной прирост будет достигнут за счет переработки нефти и нефтепродуктов, угля, зерна, химических грузов и контейнеров.
Но, по всей видимости, достигнуть столь высоких показателей НМТП будет не так-то просто. В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 30 декабря 2003 г. с 12 января текущего года ОАО «Российские железные дороги» ввело повышающий коэффициент 1,12, касающийся тарифов, плат и сборов прейскуранта № 10-01. Как следствие, прописанные в этом прейскуранте тарифные ставки на перевозку экспортных грузов черных металлов через ОАО «Новороссийский морской торговый порт» были увеличены на 12%. Причем это уже третье повышение за последние полтора года – в общей сложности тарифы на все виды грузов возросли в целом на 24%, что привело к сокращению объемов погрузки черных металлов. А ведь рынок очень четко реагирует на повышение тарифов – грузопотоки сразу же переориентируются на другие направления.
Действительно, из-за возросших цен на услуги порта традиционные партнеры НМТП, такие как Магнитогорский, Нижнетагильский, Новокузнецкий металлургические заводы, уже ищут другие, более привлекательные по стоимости услуг порты на Дальнем Востоке, к тому же расположенные ближе к ним. Понятно, что это вопрос не одной недели и даже не месяца. «Логистические схемы очень инертны, и изменить массовый грузопоток по железной дороге достаточно сложно, поэтому черные металлы как шли, так и будут идти через Новороссийск. Однако постепенно будут расти железнодорожные перевозки металла в направлении на Китай», – пояснил RBC daily директор санкт-петербургского Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. Уже сейчас в порту идет уменьшение грузопотока: НМТП ежесуточно отгружает в среднем на 50 вагонов меньше, что приносит предприятию ощутимые потери. А после последнего повышения тарифов в августе 2003 г., как сказали RBC daily в порту, НМТП перевалил почти на 1 млн т металла меньше, чем за соответствующий период 2002 года.
В Министерстве транспорта РФ RBC daily объяснили увеличение тарифов стандартной процедурой перерасчета всех платежей в соответствии с уровнем инфляции. «Это общее повышение по всем железнодорожным тарифам прейскуранта № 10-01 – не только по черным металлам и не тольков направлении новороссийского порта, – сказал в беседе с корреспондентом газеты начальник управления экономики морского транспорта Минтранса РФ Родион Грязев. – Это практикуется уже в течение последних нескольких лет и является обычной процедурой по окончании года». К тому же, по словам г-на Грязева, введение новых тарифов направлено на перераспределение грузовых потоков из Новороссийска на Дальний Восток и связано с тем, что в последнее время на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) происходит скопление грузовых составов.
Однако еще в прошлом году, выступая на различных совещаниях и в СМИ, генеральный директор ОАО «НМТП» Владимир Ковбасюк говорил, что подобное волевое вмешательство железнодорожного ведомства в экономический процесс иначе как абсурдом не назовешь. Ведь, как выяснилось, никаких проблем с разгрузкой вагонов у Новороссийского порта нет. «Новороссийский порт справляется с перевозками грузов, – сказали RBC daily в НМТП. – С начала этого года порт работает стабильно и в среднем ежесуточно перерабатывает порядка 500, а в последние дни и около 600 вагонов». Мало того, МПС даже не всегда поставляет в Новороссийск заранее заявленное на обслуживание количество вагонов. А не справляются с перевозками другие стивидорные компании, которым ОАО «РЖД» выделяет подвижного состава больше запланированного. Что же касается простоев, то, по данным, которые были предоставлены «Российскими железными дорогами» порту на 20 января, на Северо-Кавказской железной дороге находится 5641 вагон, из них 2370 – для Новороссийского порта. «Ситуация, когда на железной дороге находится порядка 2 тысяч вагонов для ОАО «НМТП», – это нормально, – пояснили в НМТП. – К тому же, по мнению специалистов порта, количество вагонов на железной дороге менее 2 тысяч – это уже значительная недогрузка порта».
Однако для железнодорожников истинная ситуация на подъездных путях к Новороссийскому порту, по всей видимости, не имеет особого значения. Повышение тарифов для НМТП позволяет обеспечить более серьезные поступления в бюджет РЖД – ведь направление в сторону одного из ведущих портов является весьма востребованным при перевозках грузов на экспорт. А так как ОАО «РЖД» образовано совсем недавно, то ему вовсе не помешают хорошие финансовые показатели по итогам этого года. Единственное, на что можно надеяться в этих условиях, – это то, что увеличение выручки РЖД позволит направить дополнительные средства на модернизацию подъездных путей к самому Новороссийску. Сейчас все вагоны там идут по одной ветке, а на определенных участках это всего одна колея! Этого явно недостаточно для работы порта, который к тому же постоянно достраивается и модернизуется.