На заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы союзного государства России и Беларуси, состоявшейся 28 января в Минске под председательством министра транспорта РФ Сергея Франка и министра транспорта и коммуникаций РБ Михаила Борового, обсуждалось пять животрепещущих транспортных проблем. Лишь одна из них – состояние железнодорожных перевозок – вызвала удовлетворение участников встречи.
Самая "горящая" из обсуждаемых тем - транзит грузов через территорию Белоруссии и роль в этом вопросе белорусских таможенников. "Действия белорусской таможни - это прямое нарушение правил TIR", - заявил вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Евгений Судаков, и не случайно. Уже не первый год белорусская таможня под различными предлогами досматривает российских перевозчиков, транзитом везущих грузы из Западной Европы в Россию, при этом арестовывая товар по малейшему поводу. $80 млн. – в такую сумму оценивает росийская сторона убытки своих перевозчиков от подобного "таможенного беспредела".
Второй вопрос, волнующий российскую сторону - взимания платы за проезд по дороге Брест-Москва. Напомним, что постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 8.08.2003г. №40 утверждены ставки платы за проезд и инструкция по взиманию и использованию платы за проезд по автомобильной дороге М1/Е30 Брест-Минск-граница Российской Федерации. В 2003 году российские перевозчики заплатили здесь 4 млн. долларов. "Плата за проезд по дороге введена для всех пользователей, в том числе и белорусских, - ответил на это первый заместитель министра транспорта и коммуникаций РБ, директор департамента "Белавтодор" Александр Минин. – Белорусские перевозчики оставили на этой трассе свои 12 млн. долларов…."
Не менее острая проблема - расхождения в результатах взвешивания автоперевозчиков на белорусской и российской границе. "Этот вопрос требует серьезного внимания, у нас просто тома жалоб по этому поводу, и мы можем белорусской стороне это передать", - отметил в ходе встречи Сергей Франк. Вряд ли белорусы не знают об этой проблеме. 16 сентября 2003 года в РБ утвержден РУП "Интератотранс" и согласован с РУП "Белдорцентр" порядок проведения повторного взвешивания тяжеловесных транспортных средств на постах весогабаритного контроля, расположенных в автодорожных пунктах пропуска через государственную границу, в соответствии с которым повторное взвешивание узаконено. Речь, таким образом, идет о том, чтобы сертификат взвешивания стал для России и Белоруссии единым. Рассмотрение этого вопроса было решено отнести на апрель, когда состоится очередное заседание Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ.
Обсуждая план совместных мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства, участники встречи выделили одну отрасль совместной работы, которая отнесена к разряду беспроблемных. Речь в данном случае идет о сложившейся системе железнодорожных перевозок. Статистическа роста объема перевозок железнодорожным транспортом впечатляет, но не только о количественных показателях речь. Как отмечал ранее начальник управления транспортной политики Министерства транспорта и коммуникаций РБ Иван ЩЕРБО, активизирована работа по развитию комбинированных перевозок с использованием специализированного железнодорожного подвижного состава для перевозки автопоездов. В будущем планируется организации в г. Бресте крупного "сухого порта". В целях дальнейшего расширения трансконтинентальных связей ведется подготовительная работа по запуску специализированных поездов, осуществляющих комбинированные перевозки. Комментарий журнала "РЖД-партнер"