Для эффективной деятельности ОАО "РЖД" требуется изменить принципы ценообразования на железнодорожном транспорте. Об этом заявил вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Салман Бабаев на расширенном заседании правления Федеральной энергетической комиссии России в понедельник, сообщает пресс-служба "РЖД".
С.Бабаев пояснил, что, несмотря на введение в 2003 году нового прейскуранта № 10-01, позволяющего стимулировать развитие частных компаний и конкуренции в сфере железнодорожного бизнеса, по-прежнему остается нерешенной проблема дерегулирования тарифов в уже реально существующих конкурентных сегментах рынка грузовых железнодорожных перевозок.
Вице-президент ОАО "РЖД" призвал руководство ФЭК, МАП, МПС России уже в марте согласовать не принятые до настоящего времени "Методические рекомендации по выделению конкурентных рынков перевозок грузов на железнодорожном транспорте" и перейти к рассмотрению конкретных предложений по дерегулированию грузовых железнодорожных тарифов.
Салман Бабаев, отметил, что сегодня тарифы на перевозки около 30 поц. пассажиров в дальнем следовании выведены из-под государственного регулирования. При этом ко всем пассажирским перевозкам в дальнем следовании применяется гибкое тарифное регулирование.
Вместе с тем, с разделением в 2003 году государственных и хозяйственных функций железнодорожного транспорта возникло некоторое несоответствие в вопросе индексации тарифов на перевозки пассажиров в части, выведенной из-под государственного регулирования. Дело в том, что в 2002 году право регулировать тарифы в конкурентной сфере было предоставлено МПС России, сочетавшему в то время государственные и хозяйственные функции, по сути, как перевозчику. Сегодня ОАО "РЖД", как перевозчик и де-юре, и де-факто, не может самостоятельно устанавливать тарифы в дерегулируемом секторе, а только опосредовано - через МПС России. Необходимо, считает Салман Бабаев, это право юридически закрепить за ОАО "РЖД".
В области пригородных пассажирских перевозок выделение их, в соответствии с Программой структурной реформы, в отдельный вид деятельности требует пересмотра существующей методики построения тарифов и перехода на многоступенчатую структуру тарифа, обеспечивающую выделение инфраструктурной составляющей и доходов перевозчика.
Решение многих проблем в этой области предусматривает разрабатываемый новый прейскурант на пассажирские перевозки, концепция которого одобрена межведомственной рабочей группой и вносится на утверждение Комиссии правительства по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте. По словам Салмана Бабаева, этот прейскурант планируется ввести с действие уже в этом году.