Рамки сотрудничества, отвечающего интересам Ирана и России, определены в подписанном в Тегеране документе между ОАО "Российские железные дороги" и государственной компанией "Иранские железные дороги". Меморандум о взаимопонимании явился итогом переговоров президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, который находился в Тегеране с официальным визитом 6-7 апреля, с иранскими официальными лицами.
Документ предусматривает сотрудничество между двумя странами в области строительства новых железнодорожных путей, реконструкция существующих, предоставление российской стороной оборудования и техники для железных дорог Ирана и многое другое. Главное же в том, и это нашло отражение в документе, что обе стороны выразили крайнюю заинтересованность в создании Международного транспортного коридора "Север-Юг", по которому с помощью железных дорог грузы будут доставляться дешевле и быстрее по сравнению с морскими перевозками через Суэцкий канал из Европы в Азию и наоборот. В перспективе примерно через шесть лет объемы таких перевозок могут составить до 50 млн тонн в год.
Подписавшие документ Геннадий Фадеев и глава компании "Иранские железные дороги" Мохаммед Сайед Нежад выразили удовлетворение итогами переговоров в Тегеране. Отвечая на вопросы ИТАР-ТАСС, они, в частности, подчеркнули, что сотрудничество в данной области в еще большей степени сблизит две соседние страны, придаст новый импульс развитию торгово-экономических связей не только между Ираном и Россией, но и охватит другие страны региона.
Как особо отметил Г.Фадеев после подписания меморандума, данное соглашение является первым подобным документом, подписанным между Россией и Ираном за последние десятилетия. По мнению главы ОАО "РЖД", ценность подписанного соглашения заключается в том, что данный документ - это конкретная программа, которая включает в себя сотрудничество во многих областях связанных с железнодорожной отраслью, не только в области развития проекта международного транспортного коридора "Север-Юг", но и в области развития железнодорожной области Ирана, в частности, в вопросе модернизации и поставок оборудования и техники для иранских железных дорог.
Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС, о примерных объемах поставок ОАО "РЖД" госкомпании "Иранские железные дороги", Г.Фадеев отметил, что на данный момент важна не количественная оценка возможных поставок, а сам факт намерения иранской стороны сотрудничества в данном вопросе. "Конкретные объемы поставок, конкретные виды поставляемой продукции и объемы продаж будут определены в ходе дальнейших переговоров", - отметил глава ОАО "РЖД". Сейчас российская сторона предлагает Ирану приобретать путевые машины тяжелого типа, материалы верхнего строения пути и комплектующих для вагоностроения. Кроме того, подписаны соглашения о начале сотрудничества в области научно-технических разработок и объединения усилий научных центров Ирана и России.
Как ранее в ходе визита в Иран заявлял журналистам президент ОАО "РЖД", компания намерена осуществлять поставки оборудования зарубеж. Цель таких поставок заключается в получении валютных денежных средств, которые будут инвестироваться в развитие российской железнодорожной отрасли.
Кроме того, Г.Фадеев отметил новое направления развития российско-иранских соглашений в области восстановления пассажирского сообщения Москва-Тегеран. В этой связи особое внимание будет уделяться проекту восстановления железнодорожной ветки от Астары вглубь территории Ирана, сообщает АЭИ "Прайм-Тасс"