Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приняла к производству дело о тарифах на сопровождение и охрану грузов при железнодорожных перевозках, говорится в пресс-релизе ФАС.
Для рассмотрения дела о возможных нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных ведомственной охраной МПС РФ (ныне - Федеральное агентство железнодорожного транспорта в ведении министерства транспорта) в ФАС создана специальная комиссия. Председателем комиссии назначен заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Ожидается, что первое заседание новой комиссии состоится 24 июня 2004 года, после окончания реорганизации правительства.
Дело в отношении ведомственной охраны МПС было возбуждено 23 января 2004 года по заявлению Ассоциации экспедиторов России и ОАО "СУАЛ". Экспедиторы обратили внимание антимонопольного органа на резкое (в среднем на 60%) увеличение ставок на сопровождение грузов при перевозке по железным дорогам. Заявители считают, что допущенное повышение тарифов чрезмерно и необоснованно.
По мнению экспертов антимонопольной службы, проблема с тарифами в железнодорожной отрасли возникла, вероятно, в результате структурной реформы и принятия нового устава железных дорог. До начала реформы железнодорожной отрасли тариф на охрану грузов регулировался Федеральной энергетической комиссией (ныне - Федеральная служба по тарифам в ведении Минэкономразвития), затраты на охрану покрывались за счет перекрестного субсидирования внутри отрасли. Однако после образования ОАО "Российские железные дороги", как предполагают в антимонопольном ведомстве, субсидирование исчезло. Кроме того, указывают эксперты ФАС, согласно принятому в январе 2003 года уставу железных дорог, тариф на охрану переведен в число договорных и более не регулируется органами государственной власти.
Первое заседание комиссии по этому вопросу состоялось в Министерстве по антимонопольной политике 12 февраля. По его итогам было решено привлечь к рассмотрению дела заинтересованные организации, в том числе ОАО "РЖД", МПС и ФЭК.