Первая из российских бед - дороги - в ближайшее время может стать причиной паралича крупных российских городов и их окрестностей. Основные автотранспортные узлы въезда-выезда из мегаполисов вроде Москвы и Петербурга "полностью исчерпали пропускную способность", еще несколько тысяч километров трасс, в основном связующих крупные города, "работают в режиме перегрузки". Об этом заявил глава Федерального дорожного агентства (ФДА) России Анатолий Насонов. По его словам, существующая ныне система управления и контроля над бюджетными расходами в дорожной сфере неэффективна и не позволяет в достаточной мере не то что развивать, но и поддерживать транспортные сети в удовлетворительном состоянии. И это притом что ежегодно парк автомобилей увеличивается на 7-10%, и, соответственно, возрастает нагрузка на дороги. Выступление главы ФДА проходило в рамках возрожденной традиции партийного руководства хозяйством. Насонов говорил о транспортной проблеме на заседании группы фракции "Единая Россия" под руководством Владимира Катренко. Когда-то те же вопросы решались на заседаниях пленумах ЦК и заседаниях Политбюро, и в целом, несмотря на многочисленные нагоняи чиновникам и пламенные призывы труженикам, они решены не были. Однако и в 90-е годы, когда дорожный вопрос решался на уровне правительства и президента РФ (была принята специальная президентская программа развития автодорог, впрочем, невыполненная), ситуация не улучшилась, а только ухудшилась. Было не до того. Страна, как выразился Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию, занималась демонтажом прежней экономической системы. Дороги же, как водится, приходили в негодность. Два года назад к заседанию правительства РФ, посвященному обсуждению федеральной программы "Дороги России в XXI веке", были опубликованы цифры, свидетельствующие о том, что по протяженности дорог с твердым покрытием на 1000 жителей Россия отстает от большинства развитых стран в 5-7 раз. На тысячу километров площади отставание и вовсе громадное (например, у нас соответствующая цифра составляет 24 км, во Франции - 1549 км, в Германии - 1775 км). Даже если вычеркнуть пустынные приарктические территории и вообще суровый север, то разрыв все равно будет впечатляющим. На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока (да в значительной мере и европейской части РФ) основные "транспортные артерии" - это грунтовые трассы или зимники, по которым невозможно передвигаться большую часть года. Но и существенная часть имеющихся асфальтированных трасс и бетонок не предназначена для нагрузок, отвечающих современным требованиям. Что выбивает огромную часть страны из современной транспортной системы, нейтрализует то самое естественное географическое преимущество (моста между Востоком и Западом), о котором также говорил президент в речи перед Федеральным собранием. Заодно низкое качество дорог и их плохая пропускная способность создают угрозу для обороноспособности и территориальной целостности страны. Наоборот, активное развитие транспортной сети - это серьезный экономический импульс, особенно для развития регионов, где получат толчок для роста и торговля, и добывающая промышленность, и сельское хозяйство, а заодно производство стройматериалов, нефтепереработка и т.д. За прошедшие два года изменилось, видимо, не слишком много, хотя правительство закладывало в первый этап дорожной программы (до 2010 г.) немалую для страны сумму - свыше 2 трлн руб. (притом что экономический эффект ожидался на уровне 8 млн). Сейчас, одновременно с выступлением Насонова, тяжесть первой российской беды признал и министр финансов Алексей Кудрин. Правда, в своем выступлении на заседании Госсовета основным объектом критики он сделал не федеральные службы, а администрации регионов, которые снизили отчисления в дорожные фонды, несмотря на предоставленные им возможности. Впрочем, уже в ближайшее время дело может принять новый оборот, так как в правительстве при ближайшем участии г-на Кудрина и ФДА обсуждается законопроект "О платных автомобильных дорогах". Этой животрепещущей платной темы неоднократно (в том числе в послании Федеральному собранию) касался и Владимир Путин. ФДА уже разработало, например, проект строительства платной трассы Москва-Петербург протяженностью 740 км, а администрации субъектов РФ, в частности Москвы и Подмосковья, готовы к реализации многочисленных менее масштабных планов. Точнее, платные участки дорог существовали и до сих пор существуют (в Псковской, Липецкой и некоторых других областях), однако этим новациям требуется федеральная законодательная "отмашка". Тем более что все эти эксперименты, может, и привели к некоторым дополнительным доходам местных бюджетов, но не увеличили темпы и качество дорожного строительства. В этой связи замечание главы ФДА о необходимости повысить эффективность управления и контроля над бюджетным финансированием строительства приобретает особый смысл. При строительстве третьего транспортного кольца в Москве, например, многие эксперты удивлялись, как это всего один километр такой трассы может стоить 100 млн. долл., в то время как в Европе, даже учитывая почвенно-климатические особенности, соответствующая сумма чуть ли не на порядок меньше. Возможно, бюджеты платных проектов станут более прозрачными и понятными (кстати, один километр трассы Москва-Петербург ФДА оценило примерно в 7 млн. долл., хотя эта трасса в целом менее сложная, чем третье кольцо, а специалисты говорят, что ее окончательная стоимость может оказаться выше, тем не менее разница, что называется, налицо). Хотя даже платные дороги вряд ли скоро изменят лицо России, так как на большие проекты пока трудно найти инвесторов: слишком много хлопот и расходов, а положительный результат проблематичен, поскольку наш массовый автолюбитель пока слишком беден и одновременно слишком хитер, чтобы платить, допустим, за путешествие из Петербурга в Москву 3-4 тыс. руб. (это не считая стоимости бензина и прочих расходов) - дешевле и проще доехать поездом или даже долететь самолетом. Впрочем, кто знает, сколько будет стоить авиа- или железнодорожное путешествие по России через несколько лет, пишет RBC daily.