Новый министр транспорта и связи Игорь Левитин решил сделать Москву перевалочной авиационной базой. По его словам, в течение 3-4 месяцев Минтранс разработает и представит в правительство концепцию развития московского авиаузла, предусматривающую создание в Москве крупного международного транзитного узла (хаба). Это позволит привлечь в Москву международные транзитные потоки между Европой и Азией, а самим аэропортам за счет бюджета заметно улучшить свою инфраструктуру. На кону, по экспертным оценкам, около 500 миллионов бюджетных долларов. Главными соискателями этого ценного приза Игорь Левитин назвал "Шереметьево" и "Домодедово".
МЕСТО ДЛЯ РОСТА
Географическое положение России позволяет ей создать на своей территории несколько хабов и перехватить транзитные авиапотоки. Москва находится существенно восточнее главных европейских хабов, что позволит выпрямить маршруты из Европы в Восточную Азию и Китай. Сегодня при организации трансферных рейсов из Европы в Азию часть полетов выполняется в сторону, противоположную конечной цели маршрута. Сменив, например, Лондон на Москву, авиакомпании сократят дистанцию на таких рейсах на 700 километров. Но реализовать перехват транзитников на практике пока не удается. Один Франкфуртский хаб обслуживает больше пассажиров, чем все российские аэропорты, вместе взятые (их больше 400). Аэропорт Франкфурта-на-Майне является прямым конкурентом нашим воздушным гаваням при полетах из Америки в Юго-Восточную Азию. Понятие "задержка по причине работы аэропорта" практически неприменимо к Франкфурту. Этот аэропорт функционирует во всепогодном режиме и обладает уникальными техническими возможностями, позволяющими обеспечить транзит пассажиров в течение 45 минут.
России до таких стандартов далеко, но планы создания хабов обсуждаются активно. Потенциально хабом можно назвать Московский авиационный узел, в который входят четыре крупных аэропорта: "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково" и "Быково", способных за год принимать около 21 млн пассажиров и обрабатывать более 1 млн тонн грузов. Однако разная форма собственности этих аэропортов мешает их объединению и созданию настоящего хаба. Поэтому правительство решило определиться и выбрать один столичный аэропорт, которому поручат заняться переманиванием международного транзита и обеспечат его бюджетным финансированием. В прошлом году на роль хаба рассматривался и новосибирский аэропорт "Толмачево". Эту идею активно проталкивал бывший министр транспорта Сергей Франк, выходец из Новосибирска. Но новый глава Минтранса Игорь Левитин четко обозначил: главными претендентами на роль транзитного узла сейчас являются "Шереметьево" и "Домодедово".
КОНКУРС НА "УХАБИСТОСТЬ"
Министр отметил, что по состоянию взлетно-посадочных полос и по удаленности благоприятнее "Домодедово". В плане удаленности он ошибся: "Домодедово" дальше от Москвы, чем "Шереметьево", - соответственно 22 и 11 км. Но у "Домодедово" определенно лучше транспортная доступность: в этот аэропорт из центра Москвы можно доехать за 40 минут на скоростной электричке, тогда как "Шереметьево" является единственным аэропортом в Москве, куда не проложена железная дорога. Да и домодедовская автотрасса не нуждается в сравнении с перегруженным Ленинградским шоссе.
Игорь Левитин утверждает, что есть преимущества и у "Шереметьево", однако конкретизировать их не стал. В администрации "Шереметьево" считают своим главным преимуществом то, что порт - госструктура, и при увеличении пассажиропотока, чему будет способствовать создание хаба, вырастет выручка аэропорта, а значит, прибыль достанется государству, а не частной структуре ("Домодедово" находится в управлении компании "Ист Лайн"). Кроме того, базовой авиакомпанией аэропорта является "Аэрофлот", у которого самая широкая сеть маршрутов и партнеры по международному альянсу Sky Team, которые будут летать только из одной с "Аэрофлотом" воздушной гавани. К минусам "Шереметьево" относятся перегруженные, не отвечающие современным требованиям два терминала. При этом вопрос со строительством третьего терминала никак не сдвинется с мертвой точки. К тому же дальнейшему расширению "Шереметьево" мешают дефицит земли и находящиеся рядом жилые поселки. У "Домодедово" подобных проблем нет.
Президент группы компаний "Прогресстех" (занимающейся проектированием и строительством аэродромных комплексов) Владимир Кульчицкий разделяет точку зрения министра на перспективы создания хаба. Аэропорту "Внуково" мешает наличие литерных (правительственных) рейсов, из-за которых могут сдвигаться обычные полеты. Для хаба это неприемлемо. Создать транзитный узел можно лишь в "Шереметьево" или "Домодедово", считает он. По подсчетам специалистов "Прогресстеха", стоимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) "Шереметьево", необходимой для увеличения пропускной способности, оценивается в $1,8 млрд. К тому же строительство сопряжено с рядом трудностей. Оно вызовет перенос трех деревень, больницы, газопровода и русла реки Клязьмы, вырубку леса на площади 440 га, а также создаст дополнительную шумовую зону. Затраты на создание хаба в "Домодедово" оцениваются значительно дешевле - $0,4 млрд. Для необходимого повышения интенсивности движения достаточно задействовать 2 имеющиеся ВПП (сегодня - одна). "Шереметьево" также имеет 2 ВПП, но их близкое расположение (280 м) исключает возможность одновременного использования по соображениям безопасности.
Стоимость строительства хаба мирового уровня, способного в год обслуживать до 30 млн пассажиров, составляет не менее $1,6 млрд. Вклад российского правительства, по экспертным оценкам, может составить треть этой суммы. Остальные средства выбранный в качестве базы для хаба аэропорт будет привлекать в виде инвестиций, пишут "Известия".