"В 2005г. БАМ уйдет от убыточных перевозок", - об этом заявил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев на конференции "БАМ – инвестиции в будущее", проходящей 9-10 июля в Тынде и посвещенной 30-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Напомним, что в настоящее время эта дорога до сих пор не загружена полностью, что позволяет говорить о ее нерентабельности.
Г.Фадеев отметил, что по плану на 2004г. перевозка грузов по БАМу должена приблизиться к 12 млн.т., при проектной мощности в 18 млн.т. Увеличение грузопотоков по магистрали будет осуществляться за счет нескольких ключевых проектов.
Во-первых, это контракт с ЮКОСом на поставку нефти в Китай. По планам этой компании в 2004г. предполагается поставка в объемах 6 млн.т., в 2005г. – 8,5 млн.т., в 2006г. – 15 млн.т. Для этих целей производится реконструкция участка Ангарск-Забайкальск стоимостью 35 млрд. руб. Из них 10 млрд. руб.- это вложения ЮКОСа. Г.Фадеев отдельно подчеркнул, что все события вокруг ЮКОСа никоим образом не касаются данного проекта.
Вторым основным проектом должна стать переброска нефти с Ковыктинского нефтегазового месторождения к Тихому океану. Работа идет с компанией "Транснефть", которая строит нефтепровод стоимостью $9 млрд. и длинной 4,5 тыс. км. Его проектная мощность – 30 млн.т. нефти в год. Уже достигнуто соглашение, что как только будет построена первая тысяча километров нефтепровода, то на БАМе будет построена эстакада и нефть сразу же пойдет в порты Тихого океана. Эстакада будет передвигается по мере ввода каждой новой тысячи километров нефтепровода.
Третьи проектом, который должен повысить грузопотоки на БАМе должно стать освоение Эльгинского месторождения угля в Южной Якутии. Этот вопрос сейчас решается на переговорах министра транспорта Игоря Левитина, Президента Республики Соха (Якутия) Вячеслава Штырова и представителей японских бизнес-кругов. Напомним, что Эльгинское месторождение содержит около 3 млрд.т. коксующихся углей.
Четвертым проектом будет освоение Чинейского титаномагнетитового месторождения. Специально для решения этого вопроса на конференцию прибыл глава компании "Базовый Элемент", занимающейся разработкой месторождения, Олег Дерипаска.
Как отметил Г.Фадеев, для успеха всех этих планов требуется строительство вторых и третьих путей и электрификации всего БАМа. Кроме того, также необходимо увеличить инвестиции в реконструкцию и Западно-Сибирской железной дороги. Это поможет справиться с ростом грузов с Дальнего Востока и обратно в Европу.
Отдельно президент РЖД остановился на контейнерных перевозках. Он сообщил, что совместно с Дальневосточным морским пароходством создана компания-перевозчик "Русская Тройка", которая должна стать конкурентом "Трансконтейнера" на направлении Йокогама-Гамбург, но использовать возможности БАМа. Каждая сторона внесла в уставной капитал около $100 млн. На эти деньги закупаются новые суда-контейнеровозы, подвижной состав. Компания начнет свою деятельность в 4 квартале 2004г.
Инвестиционная программа ОАО "РЖД" до 2010г. превысит $7 млрд., а в 2004г. составит 125 млрд. руб. Основные направления – реконструкция путевых подходов к старым портам и строительство новых портов, создание новых локомотивов и др. 14 июля в Щербинке пройдет презентация нового грузового локомотива 2ЦЭ70 мощностью 6 тыс.Квт. В ближайшей перспективе – начало эксплуатации новых пассажирских электровозов.
В целом Г.Фадеев оценил состояние локомотивной тяги на железной дороге как "кошмарное" из-за уровня износа. К 2010г. предстоит серьезная работа по изменению такого положения вещей, пишет "РЖД-партнер"