Чиновники и транспортники надеются совместными усилиями поднять рынок контейнерных перевозок в России. Вчера представители ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), Минтранса и МЭРТ приняли решение о создании специальной группы для развития контейнерных перевозок в России. Потенциал развития этих перевозок огромный, однако на сегодняшний день доля контейнеропригодных грузов в общем грузопотоке весьма невелика. По информации RBC daily, основную ставку планируется сделать на развитие транзитных контейнерных перевозок. Для этого примерно до конца года необходимо разработать федеральный закон о транзите и перевести российских транспортников на работу с документами, которые бы признавались на международном уровне. Пока эксперты оценивают это начинание позитивно. Хотя, как отмечают специалисты, для действительного роста перевозок в контейнерах надо принять меры к демонополизации этого сегмента услуг. Ежегодный рост объема контейнерных перевозок в мире составляет 8-10%. В прошлом году мировой объем контейнерных перевозок составил 281,4 млн TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера), а к 2012 г., по оценкам экспертов, он увеличится до 375 млн TEU. Доля контейнерных перевозок в общем объеме перевозок грузов в различных странах колеблется от 10% до 60%. В России, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, на сегодняшний день доля контейнеропригодных грузов, перевозимых по железной дороге, составляет 30%, а всеми другими видами транспорта перевозится чуть более 2%. При этом, по мнению специалистов, общий потенциал контейнерных перевозок в РФ может быть примерно 100 млн т. В 2003 г. по российским железным дорогам было перевезено около 18 млн т грузов в контейнерах, что выше показателя 2002 г. на 17%. Из них 6,1 млн т (рост 20,8%) составили внешнеторговые грузы. В целом рынок перевозок грузов в контейнерах в России ежегодно растет: за последние пять лет объем перевозок грузов в контейнерах увеличивается на 15-20% ежегодно. По прогнозам специалистов филиала ОАО «РЖД» «Трансконтейнер», в 2004 г. ожидается увеличение объема контейнерных грузов примерно на 16 млн т, что превысит уровень 2003 г. на 12%. К 2012 г. объем контейнерных перевозок в России может достигнуть 7 млн TEU. Вчера на заседании круглого стола «Состояние и перспективы развития контейнерных перевозок в России» было принято решение о создании в течение месяца рабочей группы, в состав которой войдут представители ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ. Как отметил RBC daily присутствовавший на заседании президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов, в состав группы войдут и другие заинтересованные организации, как-то: Федеральная служба по тарифам (ФСТ), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Ассоциация экспедиторов РФ. В рамках рабочей группы планируется обсуждать вопросы организации контейнерных перевозок. По мнению собеседников RBC daily, уже давно пора было обратить внимание на проблемы развития контейнерных перевозок. «Большее распространение контейнерных перевозок приведет к общему снижению транспортных расходов в экономике, – сказал RBC daily гендиректор компании TransCare Russia Владимир Ашурков. – Но проблем много. Это и развитие мощностей по обработке контейнеров в портах, и расширение практики ускоренных контейнерных поездов (в России поездом считается 50-60 платформ, а в Европе от 20 платформ), и создание внутренних железнодорожных контейнерных терминалов». Однако основную ставку, по мнению специалистов, необходимо сделать на транзитные перевозки в контейнерах. «Контейнерные перевозки на экспорт сейчас расти не будут: Россия ориентирована на экспорт сырьевых товаров, а когда пойдут товары для контейнеров, еще неизвестно. Импортные перевозки в контейнерах (чаще всего это товары народного потребления), конечно, будут расти, но это зависит от реальных доходов населения. Поэтому необходимо развивать транзитные перевозки. «Транзит – это деньги из воздуха, – сказал RBC daily вице-президент Ассоциации экспедиторов РФ Сергей Лопарев. – Но в настоящее время его в России нет как такового. То, что идет в направлении Находка – Буславская, – это, по сути дела, импорт: на финской границе товары переоформляют и везут в Москву». Для развития транзитных контейнерных перевозок, по словам специалистов, нужно решить несколько проблем. «Серьезные проблемы сейчас на транзитном направлении восток-запад. На западе запретительные тарифы ввели польские железные дороги. Их владельцу, «Дойче Банку», принадлежат северные европейские порты (Роттердам, Амстердам, Гамбург), а потому в увеличении транзита из России он не заинтересован, – пояснил г-н Лопарев. – К тому же раньше одним из направлений транзита была перевозка контейнеров по железной дороге до Белоруссии, а потом на автомобилях в Европу. Сейчас это направление практически не работает: все транспортные терминалы остались на территории республики. Кроме того, нужно снимать бюрократические препоны (таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль и т.д.)». Как стало известно RBC daily, для решения этих вопросов рабочая группа планирует разработать федеральный закон о транзите. По словам Сергея Лопарева, подготовить такой закон несложно, на Украине это уже сделали. «Кроме того, на заседании круглого стола говорилось о том, что в России нет транспортных документов, которые бы признавались на международном уровне, – сказал Сергей Лопарев. – Такие документы есть у Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), и некоторые наши организации этим пользуются. Но их необходимо признать, внедрить в юридическую практику». По данным RBC daily, это можно будет сделать еще до конца года. Большинство опрошенных RBC daily экспертов положительно оценивают перспективы создания данной рабочей группы. «Безусловно, создание такой группы будет способствовать развитию контейнерных перевозок. Ожидаемый рост контейнерных перевозок требует повышенного внимания со стороны государственных органов. Хотелось бы также, чтобы в состав группы вошли представители частных компаний, например Национальной контейнерной компании, Дальневосточного морского пароходства», – отметил Владимир Ашурков. Однако только совместной деятельности чиновников и транспортников будет недостаточно для обеспечения роста контейнерных перевозок в стране. «Необходимо принять меры к демонополизации этого сегмента услуг, усилить контроль государства (федеральных агентств и служб) за деятельностью филиала ОАО «РЖД» «Трансконтейнер», не допуская выполнения этой организацией функций приема и согласования заявок от аналогичных ему структур, которые «Трансконтейнер» в настоящее время выполняет от имени РЖД», – говорит Георгий Давыдов. По словам Владимира Ашуркова, «Трансконтейнер» должен сосредоточиться на развитии контейнерной инфраструктуры, при этом оперирование поездами и владение платформами и контейнерами должно постепенно переходить в частные руки, согласно общему направлению железнодорожной реформы». RBC