Телеграммой № ХЗ-10660 от 9 ноября 2004 года Российские железные дороги поставили точку в трехмесячном конфликте компании, налоговых органов, экспедиторов и грузовладельцев. Теперь для подтверждения права на возврат НДС при перевозке железнодорожным транспортом грузов, помещенных под таможенный режим экспорта (транзита) с дальнейшей передачей на морской транспорт, достаточно отметки, проставленной хозяйствующим субъектом, расположенным на территории морского порта.
Перечень организаций, осуществляющих перевалку грузов на морской транспорт, представлен письмом Минтранса России в ОАО "РЖД". Так, согласно статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочные работы в морских портах подлежат лицензированию, а значит и контролю со стороны лицензирующего органа – Минтранса. На сегодняшний день Перечень содержит 300 организаций. В случаях отсутствия в графе "грузополучатель" отметки стивидора, включенного в Перечень, – начисление НДС будет производиться по налоговой ставке 18%.
Позиция Минфина относительно проблемы с отметками порта, озвученная письмом № 03-04-08/92 от 25 октября 2004г,. полностью соответствует трактовкам Минтранса и ОАО "РЖД". "Действующие законодательство и нормативные акты Правительства РФ не предусматривают создания органа, осуществляющего общее административное руководство деятельностью порта. Вместе с тем на территории портов функционируют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие разрешительные документы, которые не являются структурными подразделениями порта; имеют свое руководство и строят работу на основании нормативных документов и заключенных договоров. Соответственно, указанные хозяйствующие субъекты вправе делать отметку о приеме товаров для дальнейшего экспорта", – говорится в письме.
Кроме того, вышеуказанной телеграммой прекращается действие изданной ранее ОАО "РЖД" телеграммы № ХЗ-7340 от 9 августа 2004 года, согласно которой с сентября текущего года ответственность за возмещение НДС была включена в стоимость перевозок по железной дороге. Директорам же ВНИИАСа, ЦИТТранса и ЗАО "ИнтелЛекс" предписано провести корректировку технологического и программного обеспечения в соответствии с изменившейся ситуацией.
Таким образом, как и предсказывал "РЖД-Партнер", проблема решилась до 1 января 2005 года – время вступления в силу изменений в статью 165 Налогового кодекса, согласно которым для возврата НДС хватило бы и отметки таможни. В итоге довольны все – железные дороги, экспедиторы, стивидорные компании ну и, разумеется, грузовладельцы, сообщает РЖД-партнер.