Почти половина рынка грузоперевозок Эстонии с мая 2005 года отойдет россиянам. Сразу три компании, представляющие интересы России, будут заниматься в Эстонии транспортировкой товаров по рельсам наряду с экс-монополистом Эстонской железной дорогой (Eesti Raudtee), принадлежащим американцам.
Как пишет газета «Бизнес и Балтия», на прошлой неделе эстонские чиновники провели предварительное распределение пропускной способности железной дороги (38 пар составов в сутки) на период с 29 мая 2005 года по 27 мая 2006 года. Eesti Raudtee претендовала на весь этот объем. Однако ее доля была существенно урезана, поскольку, по словам заместителя директора Железнодорожной инспекции Эстонии Маргуса Меэтсалу, предложения конкурентов «внушали больше доверия».
В числе таковых оказались компании Spacecom, Westgate Transport и Russian Estonian Rail Services, не в последнюю очередь известные благодаря стоящему за ними российскому капиталу. К примеру, Spacecom, подавшая заявление на 13 пар составов в сутки, получила добро на 12 и осталась очень довольна итоговым результатом. Постоянными партнерами оператора, намеревающегося увеличить объемы транзита через Эстонию, являются Северстальтранс, Балттранссервис, Трансойл, Интергейт, Skinest Projekt, Mazeikiu nafta, E.O.S. и т.д.
По мнению министра экономики Эстонии Андруса Ансипа, Eesti Raudtee было бы выгоднее совсем отказаться от операторской деятельности, поскольку, как явствует из финансовых отчетов, она приносит компании убытки. Однако само предприятие так не считает и планирует оспорить одобренную программу разделения пропускной способности. Согласно прогнозам, в 2005 году объем грузоперевозок по железной дороге достигнет в Эстонии 45 млн. тонн. В прошлом году этот показатель равнялся 42,4 млн. тонн.