Девальвация рубля и увеличение количества отставленных вагонов в связи с истечением срока службы в сочетании с невозможностью за счет доходов от аренды или оперирования профинансировать капитальные и текущие ремонты могут сформировать предпосылки к росту арендных ставок в II полугодии 2015 года.
В таких условиях операторы ищут другие способы диверсификации бизнеса. Так, Rail Garant развивает интермодальные контейнерные перевозки, «СГ-транс» активно расширяет работу с танк-контейнерами и фитинговыми платформами, а «Трансойл» приобрел 25% уставного капитала ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» (специализируется на предоставлении услуг промышленного железнодорожного транспорта в порту Усть-Луга), чтобы улучшить сервисное обслуживание и предложить клиентам услугу комплексной доставки груза и сквозную ставку на перевозку.
Более высокий уровень финансовой устойчивости, согласно ежегодному отраслевому рейтингу собственников и операторов подвижного состава, проведенному редакцией журнала «РЖД-Партнер» совместно с компанией «INFOLine-Аналитика», демонстрируют операторы, обеспеченные грузовой базой в рамках долгосрочных контрактов с грузовладельцами. Например, портфель Globaltrans на 62% состоит из долгосрочных контрактов (до 2016 и 2018 гг.) с металлургическими холдингами «ММК» и «Металлоинвест» и нефтяной компанией «Роснефть». ЗАО «НефтеТрансСервис» выполняет перевозки металлургического холдинга Evraz. Масштабная программа закупок новых вагонов производства ОАО «НПК «УВЗ» в сочетании с реализацией контрактов на перевозку грузов угольной шахты «Заречная» и ООО «Западно-Сибирская угольная компания» позволила ООО «УВЗ-Логистик» по итогам 2014 года занять седьмое место в рейтинге, обойдя Rail Garant и ОАО «СГ-транс». При этом более востребованными остаются операторы, обладающие новыми вагонами, тогда как компании, парк которых сильно изношен, теряют требовательных клиентов. Рост тарифов в 2015-м подтолкнет грузовладельцев и операторов к использованию инновационного подвижного состава, обеспечивающего более высокую экономическую эффективность за счет увеличения грузоподъемности, наличия скидки на порожний пробег и оптимизации стоимости жизненного цикла.