Выступая на брифинге, руководитель ФАС Игорь Артемьев объявил позицию ведомства в отношении параметров индексации тарифов ОАО "РЖД" на грузовые перевозки в 2016 году.
По словам И. Артемьева, ФАС рекомендует индексировать тарифы РЖД на 4% с 1 января 2016 года и еще на 5% — с 1 июля. "Мы считаем, что ступенечки повышения тарифов в текущем и следующем году нужно постараться сделать как можно меньше. Пусть самих ступенек будет больше, но высота, разовый скачок будет меньше. Поэтому мы предлагаем Правительству осмысленно подойти к вопросу, не стоит ли увеличивать тарифы два раза в год, а не с 1 января, когда сразу происходит огромный скачок. Именно поэтому в сфере железнодорожного транспорта, при том что нужно ограничить аппетиты этой монополии регулированием тарифов по формуле "инфляция минус", мы еще предлагаем разбить это регулирование на две части", — пояснил Игорь Артемьев.
По мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы, более плавный рост тарифов позволит сгладить скачок цен для потребителей.
При этом общий рост тарифов на грузовые перевозки к июлю 2016 года составит 9,2%.
Как уже сообщал Gudok.ru, дискуссии вокруг размера индексации тарифов ОАО "РЖД" на грузовые перевозки связаны с необходимостью реализации масштабной инвестиционной программы Российских железных дорог.
Составленный ранее финансовый план компании на 2016 год предусматривал выделение 140 млрд руб. государственных субсидий и повышение тарифов на 10%. Скорректированный документ уже предполагал 40 млрд руб. государственных субсидий и повышение тарифов на 10%. Согласно уточненному проекту финплана РЖД, индексация грузовых тарифов на 10% и выделение субсидии в размере 40 млрд руб. может обеспечить безубыточность компании по итогам 2016 года. Инвестпрограмма РЖД на 2016 год, согласно документу, может составить 430 млрд руб.
Эти параметры финансового плана компании поддерживает и Министерство транспорта.
Игорь Артемьев со своей стороны высказывал мнение, что тарифы РЖД на 2016 год должны индексироваться на 10% без предоставления субсидий. "Мы не поддерживаем вообще предоставление субсидий РЖД. Это не самый эффективный механизм, — говорил он. — Если что-то и давать, то давать на определенные проекты по капитальным вложениям, то есть решать вопросы развития инфраструктуры. И даже если речи не идет о предоставлении субсидий, индексация в 10% — это много".
В свою очередь, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что тарифообразование РЖД нуждается в корректировке, и этот вопрос обсуждается в рамках повышения эффективности компании. По словам Алексея Улюкаева, он обсуждал этот план с президентом ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым, и эти обсуждения еще будут продолжены. "Мне кажется, еще не исчерпаны возможности для существенного снижения операционных расходов в рамках работы компании", — отметил министр.
Олег Белозеров в своем выступлении в рамках Восточного экономического форума 4 сентября отметил, что формирование современной тарифной политики является одним из приоритетов РЖД. "Мы понимаем, что на данный момент тарифы уже несколько устарели, нуждаются в модернизации. В течение первых трех месяцев необходимо выработать новый концепт и новые тарифы", — подчеркнул он.
ОАО "РЖД" — российский железнодорожный перевозчик, 100% акций принадлежит Правительству РФ. Компания создана 1 октября 2003 года.
По данным МСФО, по итогам 2014 года чистый убыток компании — 99,3 млрд руб., чистый убыток 2013 года после корректировок и реклассификаций МСФО составил 198,2 млрд руб.
Выручка ОАО "РЖД" в 2014 году по МСФО составила 1,169 трлн руб., увеличившись на 0,3% по сравнению с выручкой годом ранее.