Участники «круглого стола» «Актуальные проблемы российских портов и роль государства в их решении» сошлись во мнении, что наше портовое хозяйство становится все более неконкурентоспособным.
В течение последних нескольких лет отечественные порты переваливают все большие объемы грузов, и по словам директора ФГУП «Росморпорт» Г.Баталина, «рост в этом году по всем портам не подтвердил опасений, что скачок железнодорожных тарифов приведет к замедлению грузооборота».
Ухудшается структура грузооборота: увеличиваются наливные грузы и сокращаются контейнерные перевозки. На Балтике, где европейские страны эффективно защищают свои интересы и вытесняют Россию из портов и акваторий.
По мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии И.Дискина, необходимо срочно принять закон «О защите национального рынка», подобный имеющимся в других странах G-8, а также разработать государственную программу развития портов России.
По словам зам.руководителя ФАС А.Голомзина, сегодня одной из ключевых задач для государства должно стать выстраивание процедур по унификации тарифов и сбалансированное развитие межвидовой инфраструктуры.
Речь идет о выстраивании транспортных коридоров. Все более перспективным становится Северное направление, прежде всего акватория Мурманского порта, где сейчас имеется недогруз. И если будет ледокольное обеспечение, то в перспективе Мурманск может переваливать 80 млн т нефтепродуктов.
Однако развитие судоходства на Севере сегодня сдерживается старением ледокольного флота, пишет еженедельник «ЭЖ».