Крупные транспортные компании обратились с письмом на имя председателя Правительства Д. Медведева и председателя Госдумы С. Нарышкина с просьбой протестировать работоспособность новой системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с большегрузов.
Новую систему ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) должны запустить 15 ноября 2015 г. – т.е. в соответствии с обновленной статьей 31.1 федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Тариф утвержден еще весной и составляет 3,73 руб. за 1 км без НДС.
Фактически автоперевозчики предложили ввести мораторий на штрафы за нарушение правил, которые введены за нарушение новых поправок в закон, до 1 марта 2016 года.
По мнению компаний, при запуске системы неизбежно возникнут ошибки и сбои в работе бортовых устройств. В свою очередь представитель РТИС пояснил, что владельцам большегрузов предоставлена возможность получить бортовые устройства и зарегистрироваться в системе заранее. А в случае поломок или сбоев оборудования при выполнении рейса водителю достаточно будет сообщить в колл-центр оператора и продолжать движение по маршруту.
Еще один повод для введения отсрочки: оператор использует информационно-платежную систему «Платон», в которой перед рейсом необходимо пополнить счет. В РТИТС полагают, что предложение завести личный кабинет для дальнейшей оплаты сборов за проезд уже является офертой. Однако компании настаивают на том, чтобы с ними заключали типовые договоры, так как за уплату сбора придется отчитываться перед надзорными органами. При этом предварительная регистрация в системе не предполагает заключение договора. А значит, государство должно отладить все процессы.
В Росавтодоре не видят в этом особой проблемы: система «Платон» работает, а как оформлять оплату сборов имеет право решать оператор. Тем более, что перед началом рейса владельцу транспортного средства следует оформить маршрутную карту – документ, содержащий данные о планируемом маршруте. Кроме того, чтобы получить бортовое устройство спутниковой навигации Глонасс или Глонасс/GPS, владелец транспортного средства должен зарегистрироваться в реестре системы взимания платы и заключить с оператором договор безвозмездного пользования данным устройством. Наконец, основанием для взимания платы являются выпущенные в РФ нормативные документы.
Это уже не первая попытка бизнеса жаловаться: в частности, в письме тем же Д. Медведеву и С. Нарышкину от ассоциаций производителей утверждалось, что, по расчетам компаний, введение платы увеличит себестоимость перевозок товаров на 15 – 20%. Это, по словам авторов письма, спровоцирует рост цен. В письме предприниматели настаивали не только на введении тестового периода сроком на год, но и на снижении тарифа. Были и другие обращения.
Транспортные компании также предлагали ввести возможность оплаты для крупных добросовестных перевозчиков после выполнения рейсов. Подобное решение может принять только государство.
Как объяснил представитель РТИТС, такая практика применяется в других странах. Например, в Европе крупным перевозчикам разрешается производить расчеты за проезд по факту, если они предоставят соответствующую гарантию. В РФ подобной системы законодательство не предусматривает.
Наконец, предприниматели обращали внимание на то, что на всей территории РФ систему взимания штрафов смогут отладить только к 2020 г. Поэтому несправедливо карать нарушителей закона уже в самое ближайшее время. Но и это обстоятельство в надзорных органах не считают основанием для отсрочки платежей. А вот вопрос снижения стоимости проезда, как подтвердили в Росавтодоре, обсуждается. Возможно, на переходный период будет одобрен тариф в 3,06 руб. за 1 км. Тогда сборы с большегрузов, по расчетам специалистов, заметно снизятся: при первоначальном уровне сбора поступления от автоперевозчиков ожидаются в размере 50 млрд руб. в год, а при уменьшенном варианте – соответственно на уровне 40 млрд руб.
Впрочем, и такой объем платежей автоперевозчики считают завышенным. Они также указывают на непомерные по величину штрафа за нарушение нового закона.
В Росавтодоре в ответ лишь напомнили, что предложили ввести установить его на уровне 150 тыс. руб. для всех владельцев транспортных средств – как юридических, так и физических лиц. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.