Российский товарооборот с Китаем постоянно растет, и его уже начинает ощутимо сдерживать неразвитость транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Более того, из-за этого Россия может упустить очень хорошую возможность стать транзитной страной для великого восточного соседа, поскольку именно по нашей территории пролегают кратчайшие торговые маршруты в Европу.
Опасность утери значительной части доходов реальна: к примеру, две недели назад Китай и Казахстан достигли соглашения о строительстве железной дороги через эту бывшую советскую республику в Туркмению, а затем в Иран, чтобы по этому маршруту возить грузы в Европу. А это грозит снижением грузопотока нашему Транссибу, в то время как Россия как раз готовится к тому, чтобы сделать его международным транспортным коридором. Поэтому визит в Поднебесную российского министра транспорта Игоря Левитина - очень важное событие, призванное продемонстрировать всю привлекательность нашей страны в этом качестве, и нужно сказать, что у нас есть серьезные преимущества, в частности в географическом плане. Проблема только в том, что они потенциальны, а их развитие идет довольно медленно. "Россия, к сожалению, пока отстает в развитии транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке от Китая, - сказал Левитин. - С 2006 года инвестиции в транспортную инфраструктуру Дальнего Востока должны увеличиться в разы". Если транспортная сеть на территории России будет отставать от развития инфраструктуры в Китае, то "опять грузы пойдут морем мимо территории России, и мы не сможем добиться перелома в увеличении грузопотоков", - заметил министр.
Товарооборот к 2010 году должен достичь 60 миллионов тонн, сейчас же он составляет немногим более 23 миллионов. Потенциал огромный, но здесь требуются большая организационная работа и деньги. К примеру, в преддверии Олимпиады в Пекине китайская сторона хотела бы увеличить количество воздушных рейсов, а Канада уже давно хочет организовать трансполярные маршруты в Юго-Восточную Азию, поскольку это экономит 2-3 часа полетного времени. Однако на российской территории это все сдерживается в частности неразвитостью навигационной базы в том же Красноярском крае. Для этого необходимы средства, и это может стать одним из проектов, куда китайские компании совместно с российскими могли бы вложить деньги.
Необходимо вкладывать деньги и в погранпереходы. Так, на совещании стороны признали необходимым проведение реконструкции мостов в районе автомобильного пункта пропуска «Староцурухайтуйский» - «Хэйшаньтоу», а также между российскими и китайскими частями автомобильного пропускного пункта «Полтавка» - «Дуннин». Требуется расширение пропускной способности российских железных дорог, если Китай хочет таким образом получать российскую нефть, а также портов на Балтике, через которые в Европу идут китайские грузы. На все это требуются миллиарды долларов, и очень желательно, чтобы вкладывали и осваивали эти средства именно частные компании, поскольку эффективность таких инвестиций выше, чем государственных. Вскоре начнется строительство нефтепровода на Дацин. Да и вообще к освоению нефтяных богатств Восточной Сибири будут подключены иностранные компании, и китайские будут участвовать в конкурсах. А это опять же потребует развития транспортной инфраструктуры в этих регионах. Нужно заметить, что буквально вчера президент России Владимир Путин подписал закон «О концессионных соглашениях», который позволяет частным компаниям, в том числе и иностранным, брать в концессии или строить по этому принципу объекты транспортной инфраструктуры, пишет "Страна.ру".