«Российские железные дороги» (РЖД) ужесточили режим перевозки некоторых видов скоропортящихся продуктов питания. В частности, уже месяц железнодорожники отказываются выдавать разрешения на перевозку консервированной продукции в обычных крытых вагонах, заставляя производителей использовать только изотермические, которые вдвое дороже.
Правила перевозок отдельных видов товаров железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения в июле 2003 года. Они основываются на инструкциях советских времен, в соответствии с которыми срок перевозки отдельных видов продуктов, в частности консервов, пива и безалкогольных напитков, обычными крытыми вагонами зимой, весной и осенью ограничивается десятью днями. А в летние месяцы использование крытых вагонов вовсе запрещено. Если сроки поставок превышают 10 дней, РЖД требуют от клиентов использовать специальные изотермические вагоны, но они существенно дороже.
До недавнего времени производители решали эту проблему двумя способами: либо перевозили консервы под видом других продуктов тех же кодов, либо заключали с РЖД соглашения об особых условиях поставок, по которым с РЖД снималась всякая ответственность за порчу продуктов во время доставки. «Обычно договоры об особых условиях подписываются в июне. В этот раз РЖД тянули до последнего, а в июле вдруг объявили, что не будут подписывать их вообще»,— говорит владелец крупного производителя продуктов питания. «Мы подали заявку, но пока ответа не получили»,— подтверждает другой участник рынка. То же самое говорят еще несколько участников рынка, и их слова «Бизнесу» подтвердил высокопоставленный источник в РЖД.
В РЖД «Бизнесу» сообщили, что для производителей консервов отмена особых условий отнюдь не является новостью. «Нам поступают жалобы от конечных получателей скоропортящихся товаров, и мы давно предупреждали грузоотправителей, что это когда-нибудь произойдет,— сообщил источник в компании.— Так что время на подготовку у них было». Действительно, некоторые производители продуктов питания уже давно смирились с требованиями РЖД.
Участники рынка предполагают, что, меняя свою политику, РЖД действуют в интересах своего дочернего предприятия «Рефсервис», которое как раз специализируется на перевозках скоропортящихся продуктов. Во всяком случае, в распоряжении именно этой компании находится примерно 80% всех имеющихся в России изотермических вагонов — порядка 11 тыс. штук. Однако источник, близкий к одной из компаний, производящих овощные консервы, сомневается, что РЖД удастся заставить всех производителей пользоваться термовагонами. Впрочем, производители продуктов питания не оставляют надежды урезонить РЖД. По сведениям «Бизнеса», в ближайшее время они намерены направить жалобу на действия монополиста, пишет газета "Бизнес".