"Транснефть" предупреждает об угрозе прекращения транзита нефти через порт Махачкалы из-за многочисленных нарушений, говорится в сообщении компании.
Согласно пресс-релизу, в ОАО "АК "Транснефть" регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО "Дагнефтепродукт" в порту Махачкала для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов (МН) в порт Новороссийск.
По прибытию в порт Махачкала нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах АО "Дагнефтепродукт". Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО "Махачкала" АО "Черномортранснефть" в систему магистральных нефтепроводов. Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 году - 0,84%, в 2015 году - 0,44%, а за первый квартал 2016 года - уже 1,43%.
В мае 2016 года АО "Дагнефтепродукт", приняв 5 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО "АК "Транснефть" и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию "мертвых" остатков в резервуарах нефтебазы, отмечается в пресс-релизе.
Кроме того, компанией "Черномортранснефть" неоднократно отмечалось при приеме нефти в систему МН из резервуаров АО "Дагнефтепродукт" превышение допустимых значений такого показателя нефти как "массовая концентрация хлористых солей", а также повышенное содержание воды. Только за первый квартал 2016 года было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров АО "Дагнефтепродукт". В течение 2015 года их было до полусотни, отмечает "Транснефть".
Проблемы нарастают
Согласно сообщению "Транснефти", по данным фактам Ростехнадзором были организованы проверочные мероприятия в отношении АО "Дагнефтепродукт", по результатам которых возбуждены 11 дел об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. Однако ситуация не только не изменилась, но и ухудшилась. Проблемы с резервуарным парком АО "Дагнефтепродукт" уже привели к снижению объемов транспортируемой нефти по маршруту Махачкала - Новороссийск. С 2013 года "Лукойл" снизил количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкала.
"Криминальная обстановка на АО "Дагнефтепродукт" и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру РФ, принадлежащую государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД и порты Грузии", - говорится в сообщении.
Комментарием АО "Дагнефтепродукт" ТАСС пока не располагает.
Махачкалинский морской торговый порт - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на юге России.