Оптимизация транзитных перевозок по территории России из КНР в США и в страны Западной Европой обсуждалась на заседании подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта межправительственной комиссии РФ и КНР, состоявшемся в Иркутске. Заседание прошло при участии заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова и заместителя министра транспорта Китая Дай Дунчана.
Участники совещания отметили рост контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. В сообщении Китай – РФ за первое полугодие 2016 года перевезено почти 246,4 тыс. TEU, что на 20% превышает статистику за I полугодие 2015 года. При этом транзитные перевозки достигли уровня в 68,5 тыс. TEU – на 83% больше чем год назад.
Увеличение контейнерооборта наблюдается по ряду маршрутов. Так, через железнодорожный пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск за шесть месяцев 2016 года проследовало 34 контейнерных поезда сообщением Забайкальск – Кунцево-2 с 4,8 тыс. TEU, что почти в двое больше, чем за январь-июнь 2015 года.
Под перевозки китайских товаров широкого потребления задействуются и возможности портов Приморского края: Восточный и Владивосток. Контейнеры сюда приходят как с южных портов Китая, так и сухопутного погранперехода Суйфэньхэ – Гродеково (входит в состав международного транспортного коридора "Приморье-1"). Далее они следуют по Транссибу. К примеру, регулярным маршрутом Находка-Восточная – Купавна проследовало за отчетный период 36 поездов с 3,9 тыс. TEU. Это на 19,2% превышает прошлогодний уровень.
С китайскими грузами начинают работать и другие портовые зоны Приморья. В частности, в порту Славянка уже начала функционировать контейнерный терминал, где перегрузочные работы осуществляются без швартовки судов к причалу – прямо на рейде.
В настоящее время группа "Сумма" Зиявудина Магомедова реализует проект создания "Большого порта Зарубино". Первую очередь комплекса планируется запустить в 2018 году. Его контейнерные мощность позволят переваливать до 500 тыс. TEU ежегодно. Ожидается, что 60% грузов, обрабатываемых в этом порту, составят грузы из северных провинций Китая.
Для перевозок будет задействован железнодорожный погранпереход Махалино – Хуньчунь, который является одним из основных звеньев международного транспортного коридора (МТК) "Приморье-2".
Как отметил начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) Николай Маклыгин, необходимо расширить возможности погранперехода Махалино – Хуньчунь в части работы с различными видами грузов. Этот коридор, через который движение поездов возобновилось в конце 2013 года, демонстрирует впечатляющий рост перевозок. В первом полугодии через него перевезено 1,1 млн т грузов, что в три раза превосходит результат аналогичного периода 2015 года. Правда, перевозится, главным образом, экспортный уголь.
"Погранпереход находится в таком месте, где можно перевозить и продукты питания, но этот пункт пропуска не открыт для таких перевозок", - уточнил Николай Маклыгин. Он убежден, что возможность работать с различными грузами в полной мере раскроет транзитный потенциал транспортного коридора.
Помимо развития перевозок по МТК "Приморье-1" и "Приморье-2", Россия предлагает Китаю рассмотреть возможность организации транзита на магистральных направлениях с использованием других портов РФ. В частности, российская сторона представила проект транспортного коридора КНР – Казахстан – Мурманск – восточные порты Северной Америки (как вариант, Нью-Йорк).
Как было отмечено на совещании, по сравнению с маршрутами, пролегающими через Суэцкий и Панамский каналы, он может сократить грузоотправителям время доставки, что особо актуально при транспортировке грузов высокой стоимости.
В свою очередь Торговое представительство РФ в Китае готово провести презентацию данного проекта перед потенциальными китайскими грузоотправителями и логистическими операторами.
Еще один возможный транспортный коридор для транзита предполагает использование мощностей российских портов Азово-Черноморского бассейна: Китай – Казахстан – Тамань – Западная Европа (Марсель). Презентацию проекта россияне также намерены провести в КНР.
Как пояснил Gudok.ru начальник филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Дальневосточной железной дороге Петр Силин, в Китае достаточно высокий уровень контейнеризации перевозок. "Сегодня КНР является ведущим игроком на международном рынке по обслуживанию контейнерного потока на направлениях Азия – Европа, Азия – Северная Америка и собственно сам генерирует прирост контейнерооборота. Поэтому расширение логистических схем, в том числе через территорию России, вполне закономерно".