Владимир Путин призвал Правительство и бизнес стимулировать развитие речной логистики. По словам Президента, в Китае такой способ доставки груза превышает российский в 12 раз, несмотря на то, что потребность в судоходных маршрутах по-прежнему высока. Он также напомнил, что необходимо обновлять парк судов.
Как пишет "Российская газета", Президент на встрече Госсовета в Волгограде отметил важность развития внутренних водных путей России. "Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами", - сравнил Президент. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, ЖКХ, сельское хозяйство. "До появления железных дорог они служили вообще основными магистралями, по которым шли перевозки и грузов, и пассажиров", - напомнил В. Путин. "Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, - считает глава государства. - Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей". Для ряда регионов нет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом, добавил он, приведя в пример Якутию. Президент перечислил самые важные направления развития. Во-первых, это преодоление инфраструктурных ограничений. Глубина водных путей сократилась за 25 лет в среднем на четверть, а их протяженность - с гарантированными габаритами судового хода - на 30 процентов. Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой из-за маловодности рек, что ведет к убыткам. Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза, а ведь в 1990 году был сопоставим с автомобильным. Сейчас разрыв увеличился в четыре раза. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям ("В новом русле").
По данным "Коммерсанта", глава государства остановился на проблемах развития водных путей: "Ситуация усугубляется маловодностью рек, суда не могут ходить... С чем не могут ходить? — обратился глава государства к присутствующим, но не удержался и ответил сам: — С полной загрузкой!" "Это к чему ведет? — вновь задался он вопросом.— Это ведет к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов!". Президент посетовал, что обмеление рек привело практически к полному прекращению сквозного судоходства: были потеряны маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга в южные части страны. Напомнил Владимир Путин и о том, что ему перед заседанием рассказал Максим Соколов: "Для транспортировки одной тонны груза по воде нужно гораздо меньше средств, чем по автомобильным дорогам... А то везет грузовой транспорт щебень и песок по дороге, а лето, у всех отпуска — и рядом с грузовиками люди едут". Президент посетовал, что грузоперевозчики не спешат менять логистику. "А в Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше, чем у нас"— подчеркнул он, добавив, что темпы обновления речного флота очень низкие. Несмотря на то, что построено около 800 новых судов, они не в состоянии компенсировать уже списанные, которых было почти в 13 раз больше. Средний возраст оставшихся превышает 36 лет ("Владимиру Путину показали судодоходные пути").