Балтийский транспортный форум вновь стал площадкой для обсуждения проблем транспортной отрасли России, стран Балтии и ближайших соседей, заинтересованных в сотрудничестве.
Транзитные перевозки в Балтийском регионе, стратегия основных игроков, приоритеты российского транзита, перспективы возвращения объёмов, развитие транспортной инфраструктуры, новые логистические решения – эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на Балтийском транспортном форуме в течение этих двух дней.
Среди участников форума – эксперты из России, Европы, стран СНГ и Балтии, руководители и владельцы транспортных компаний, представители федеральной и региональной власти.
Пленарную сессию "Транспортный рынок Балтии: как достичь синергетического эффекта" открыл Никита Каменир, и.о. руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. Спикер отметил, что ускорилась переориентация российских грузов из прибалтийских портов на отечественные терминалы. В соответствии с "Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО "РЖД" объёмы перевозок грузов в смешанном железнодорожно-морском сообщении через порты Северо-Западного региона к 2025 г. прогнозируются на уровне 171,7 млн.т. (+33 проц. к уровню 2015 г.).
На припортовых станциях Октябрьской железной дороги к 2020 году прогнозируется выгрузка в размере 7750 вагонов в среднем в сутки, что является увеличением сегодняшних показателей на 44 проц.
Самый значительный рост железнодорожного грузооборота ожидается по порту Усть–Луга: до 115 млн.т. в 2020 г., то есть в 5 раз. Грузооборот порта Приморск возрастёт с нуля в 2011 г. до 32 млн.т. Грузооборот порта Высоцк - с 12 млн.т. до 21 млн.т. Грузооборот Санкт–Петербургского порта возрастёт с 25 до 29 млн.т.
По замыслу проектировщиков магистрали Санкт-Петербург - Хельсинки, порт Приморск станет ключевым узлом, который разделит грузовые и пассажирские потоки. Поэтому сегодня главное внимание уделяется реализации проекта выноса грузового движения со скоростного Выборгского хода на параллельное направление.
Объем инвестиций для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада до 2020 года составит более 300 млрд.р.
Людмила Симонова, к.э.н., управляющий партнер M.A. Research рассказала о международных грузоперевозках, рассмотрев тенденции рынка, основные факторы и риски, которые будут определять динамику и структуру грузопотока через порты Калининградской области и в целом развитие транспортно-логистического комплекса региона в среднесрочной перспективе.
Эксперт, помимо этого, отметила замедление темпов роста китайской экономики, ориентацию на развитие внутреннего рынка, изменение структуры инвестиций: от материало- и трудоемких производств – к капиталоемким и высокотехнологичным.
Среди новых российских тенденций спикер выделила: повышение спроса на транспортно-логистичские услуги, восстановление динамики грузоперевозок в импортном сообщении, замедление темпов роста экспортных грузопотоков, повышение значения портов РФ в перевалке экспортных грузов, увеличение грузоперевозок из/в Китай и другие страны Азии, рост внутрироссийских грузоперевозок (импортозамещение, обслуживание e-commerce), обострение конкуренции в борьбе за клиентов. К сожалению, было отмечено сохранение рисков неплатежей со стороны заказчика - банкротство транспортных и логистических компаний и усиление проблемы безопасности перевозок.
Владимир Жовтун, начальник департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности Министерства развития инфраструктуры Калининградской области доложил о стратегии развития транспортной инфраструктуры Калининградской области. С учётом перспективного увеличения интенсивности движения транспорта не менее чем на 20-летний период, предусматривается реконструкция и строительство автомобильных дорог. Так, на автомобильной дороге федерального значения "Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой" силами Росавтодора будет осуществлено строительство обхода г. Черняховска, далее - обходов пос. Талпаки и г. Нестерова; завершится строительство обхода г. Советска с мостовым переходом через реку Неман; а также - реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход г. Калининграда) (I-й этап).
В 2017 году планируется завершение реконструкции аэропорта "Храброво", общий объем финансирования на 2-ю очередь реконструкции объекта составляет больше 4,3 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.
Завершение реконструкции аэродромных объектов аэропорта "Храброво" позволит принимать воздушные суда с бóльшей максимальной взлетной массой (расчетный тип ИЛ-96-300), число мест стоянок увеличится с 21 до 37.
С 2011 года в сфере воздушного транспорта реализуется программа субсидирования пассажирских авиаперевозок на социально значимых для жителей Калининградской области маршрутах Калининград – Москва и Калининград – Санкт – Петербург. На реализацию программы за счет средств федерального бюджета в период с 2011 по настоящее время израсходовано более 1 млрд 583 млн рублей, что позволило перевести по субсидированным ценам более 750 тысяч человек.
В период до 2020 года планируется продолжение взаимодействия с федеральными органами власти по вопросам увеличения ассигнований на реализацию программы, срока реализации программы, расширения географии субсидируемых маршрутов.
В этой сессии также выступили: Светлана Куманёва, полковник таможенной службы, начальник службы организации таможенного контроля Калининградской областной таможни с докладом о применении новых перспективных технологий совершенствования таможенных операций в Калининградской областной таможне и Максим Агаджанов, генеральный директор АО "Газпромбанк Лизинг" с информацией по отраслевым решениям по лизингу как наиболее эффективному инструменту привлечения инвестиций и развития транспортной отрасли.
Среди участников форума: Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Правительство Калининградской области, Генеральное консульство Литовской Республики в Калининграде, РОСМОРПОРТ, Сбербанк России, Газпром нефть, Федеральная грузовая компания, ОАО "РЖД", Литовские железные дороги, Белорусская железная дорога, Калининградский морской торговый порт, Bombardier Transportation Baltics, BELINTERTRANS-LIETUVA, Клайпедская стивидорная компания (КLАSCО), АО "РЖД Логистика", Линии МАНН, DB Port Szczecin, ГРАДАЛОГИСТИК, Boskalis LLC, Мультимодальный комплекс Усть-Луга, Балтийская Стивидорная Компания, Газпромбанк Лизинг, "ДВ транспорт", Корпорация "Тольяттиазот" и многие другие.
Балтийский транспортный форум традиционно проходит при поддержке Правительства Калининградской области.